Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7 .1

Принято:
протокол педсовета
№ 01 от 30.08.2022г.

Утверждено:
Директор школы:_________/Е.А.Порывкина /
приказ № 36 от 05.09.2022г.

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Вариант 7.1

д. Бурцевская , 2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения…………………………………………………………….стр 3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………СТР6
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………СТР 6
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР АООП НОО…………………СТР 13
1.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОВЕНИЯ АООП НОО…………………СТР 17
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….СТР 22
2.1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР………СТР 22
2.2. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ………………..СТР 22
2.3. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………… СТР 22
2.4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ………………………………………………………………..СТР 26
2.5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ…………….СТР 31
2.6. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………СТР 33
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….СТР 34
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО………………………………………СТР 34
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО…………………..СТР 38

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
общеобразовательной

и

назначение
программы

адаптированной

начального

общего

основной
образования

обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ
«Нижнетоемская СОШ» (далее –АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихсяс

учетом

индивидуальных

особенностей

возможностей,

их

психофизического

обеспечивающая

коррекцию

развития,
нарушений

развития и социальную адаптацию, разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее —
ФГОС НООобучающихся с ОВЗ),предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ЗПР.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой

раздел

определяет

общее

назначение,

цели,

задачи

и

планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоенияАООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования

и

включает

следующие

программы,

ориентированные

достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
3

на

• программу

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся с ЗПР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
ЗПР;
• программу

формирования

экологической

культуры

здорового

и

безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• план

внеурочной деятельности.

Организационный

раздел

определяет

общие

рамки

организации

образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП
НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
Определение одного из вариантовАООП НОО обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии

(далее

―

ПМПК),

сформулированных

по

результатам

его

комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР
и в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
В основу формирования АООП НООобучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы

(гуманистический

государственной политики РФ в области образования 1
характер

образования,

единство

образовательного

пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,

общедоступность

образования,

адаптивность

системы

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
1

4

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип

учета типологических и индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся;
• принцип
• принцип

коррекционной направленности образовательного процесса;
развивающей направленности образовательного процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический
• принцип

принцип;

преемственности, предполагающий при проектировании АООП

начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
задержкой психического развития;
• принцип

целостности содержания образования, поскольку в основу

структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
• принцип

направленности на формирование деятельности, обеспечивает

возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами
и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
• принцип

переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип

сотрудничества с семьей.

5

1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Достижение

поставленной

цели

при

разработке

и

реализации

ОрганизациейАООП НООобучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровьяобучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоенияАООП НОО, целевых
установок,

приобретение

знаний,

умений,

навыков,

компетенций

и

компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности,
обеспечением

самобытности,

преодоления

уникальности

возможных

и

неповторимостис

трудностей

познавательного,

коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание

благоприятных

условий

для

удовлетворения

особых

образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
6

спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества
и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование

в

образовательном

процессе

современных

образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление

обучающимся

возможности

для

эффективной

самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Общая

характеристика

общеобразовательной

адаптированной

программы

начального

общего

основной
образования

обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

к

структуре

адаптированной

основной

общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения

образованию

обучающихся,

не

имеющих

ограничений

по

возможностям здоровья, в те же сроки обучения(1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы начального общего образования (далее —ООП
НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению
7

обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объему)

и результатам ее

освоения соответствуют

федеральному государственному стандарту начального общего образования2
(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение
программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в
освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными
условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое
учителяначальных
коррекционной

сопровождение
классов

с

обучающегося,
педагогами,

работы,

согласованная

реализующими

содержание

работа

программу
которой

длякаждогообучающегосяопределяетсясучетомегоособыхобразовательныхпотре
бностейнаосноверекомендацийПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется
на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования
без создания специальных условий 3.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

3

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

8

органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы,

конституциональные

факторы,

хронические

соматические

заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает
значительный

диапазон

выраженности

нарушений

—

от

состояний,

приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными

способностями,

специфическими

расстройствами

психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с
ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление

познавательной

деятельности,

трудности

произвольной

саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой

и

мелкой

пространственной

ручной

моторики,

ориентировки,

зрительного

умственной

восприятия

и

работоспособности

и

эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически

нормально

развивающихся,

испытывающих

временные

и

относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и
сложными

по

структуре

нарушениями

когнитивной

и

аффективно-

поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
9

систематической

и

комплексной

(психолого-медико-педагогической)

коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на
преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью

нарушения

психического

развития

и

способностью

или

неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация

образовательных

программ

начального

общего

образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией
этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой
нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и
рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1)
могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаютсятрудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, уданной
категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной

психической

истощаемости

с

сопутствующим

снижением

умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным

нагрузкам.

Помимо

перечисленных

характеристик,

у

обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной

10

координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но
при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
• адаптация

основнойобщеобразовательной

программы

начального

общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического
развития;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной

системы

(ЦНС)

и

нейродинамики

психических

процессов

обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной
на

компенсацию

дефицитов

эмоционального

развития,

формирование

осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
• учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение

индивидуального

темпа

обучения

и

продвижения

образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

11

в

• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
• обеспечение

непрерывного

контроля

за

становлением

учебно-

познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
• специальная

психокоррекционная

помощь,

направленная

на

формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

12

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с задержкой психического развития адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
СамымобщимрезультатомосвоенияАООПНООобучающихсясЗПРдолжнос
татьполноценноеначальноеобщееобразование,

развитиесоциальных

(жизненных)компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО 4.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
•

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в

умении

различать

учебные

ситуации,

в

которых

необходима

посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
4

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

13

•

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни,проявляющееся:
в

расширении

разнообразии

представлений

повседневных

бытовых

об

устройстве

дел,

домашней

понимании

жизни,

предназначения

окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в
школе.
•

овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

14

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее

•

пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в

расширении

и

обогащении

опыта

реального

взаимодействия

обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности

(безопасности) для себя и для окружающих;

сохранности

окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

15

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в

•
нем,

принятие

соответствующих

возрасту

ценностей

и

социальных

ролей,проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со
знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны
отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в
классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
16

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и
в

других

ситуациях

общения,

умение

передавать

свои

впечатления,

умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение

эффективными

способами

учебно-познавательной

и

предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах
деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные
действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии

с

его

потенциальными

возможностями

и

особыми

образовательными потребностями.
1.3. Система оценки достижения обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности
МБОУ «Нижнетоемская СОШ» и педагогических кадров. Полученные данные
используются

для

оценки

состояния

образования.
17

и

тенденций

развития

системы

Система

оценки

достижения

обучающимися

с

ЗПРпланируемых

результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке
результатов

образования,

позволяющий

вести

оценку

достижения

обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме
программы

коррекционной

работы)

осуществляется

в

соответствии

с

требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания
образования и стандартизация планируемых результатов образования в более
короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся

с

ЗПР

имеют

право

на

прохождение

текущей,

промежуточной и государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в
иных формах.
Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
•

особую

индивидуальную)

форму
с

организации

учетом

особых

аттестации

(в

образовательных

малой

группе,

потребностей

и

индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
•

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,

наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
•

присутствие

в

начале

работы

этапа

общей

организации

деятельности;
•

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных

потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
18

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие

смысловые

единицы,

задающие

поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;
3)

в

дополнение

необходимости,

она

к

письменной

дополнительно

инструкции

прочитывается

к

заданию,

педагогом

при

вслух

в

медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
•

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
•

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:

стимулирующей
(привлечение

(одобрение,
внимания,

эмоциональная

концентрирование

поддержка),
на

организующей

выполнении

работы,

напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
•

увеличение времени на выполнение заданий;

•

возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при

нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
•

недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,

создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов

освоения

достиженияобучающимися

АООП
с

ЗПР

НОО

предусматривает

планируемых

результатов

оценку
освоения

программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения программы коррекционной
работы
Оценка

результатов

освоения

обучающимися

с

ЗПР

программы

коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО,
19

осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы опираемся
на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР;
2)

динамичности

изменений

оценки

психического

и

достижений,
социального

предполагающей
развития,

изучение

индивидуальных

способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих

успешность

достижения

образовательных

достижений

и

преодоления отклонений развития.
Оценка

результатов

освоения

обучающимися

с

ЗПР

программы

коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур.
Мониторинг,

обладая

такими

характеристиками,

как

непрерывность,

диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносит (в
случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях
20

оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую,
текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить
исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о
степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность
и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени
образования.

При

использовании

данной

формы

мониторинга

можно

использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние
которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики)
или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики)
обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения
программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в
качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:
продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или
внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени
школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в
соответствии

с

планируемыми

результатами

освоения

обучающимися

программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом
типологических

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

их

индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
21

родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность

обучающихся,

проявляется

не

только

в

учебно-

познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
соответствует ООП НОО.
2.2. Программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности соответствует ООП НОО.
2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа духовно-нравственного развития и

воспитания

МБОУ

«Нижнетоемская СОШ» направлена на организацию нравственного уклада
школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную,
социально значимую деятельность обучающихся с ЗПР, основанного на системе
духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной
социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов
общественной жизни.
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
22

общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС НОО,
Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России.
Программа

духовно-нравственного

развития

призвана

направлять

образовательный процесс на воспитание обучающихся с ЗПР в духе любви к
Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей
страны, на формирование основ социально ответственного поведения. В основу
программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные
ценности российского общества и общечеловеческие ценности.
Цельюдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР
на ступени начального общего образования является социально-педагогическая
поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям
российского

общества,

общечеловеческим

ценностям

в

контексте

формирования у них нравственных чувств и нравственного поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР на ступени
начального общего образования:
в области формирования личностной культуры:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —
«становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и
что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника
поступать «хорошо»;
формирование способности формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать элементарную нравственную оценку
своим и чужим поступкам;
формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
23

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определённого

поведения,

обусловленного

принятыми

в

обществе

представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
формирование представлений о базовых общечеловеческих ценностях;
формирование представлений о базовых национальных, этнических и
духовных традициях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, осознание ответственности за
результаты собственных действий и поступков;
развитие

трудолюбия,

способности

к

преодолению

трудностей,

настойчивости в достижении результата;
в области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности – осознание
себя как гражданина России;
пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности,

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и
культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным
делам;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
укрепление доверия к другим людям;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
24

формирование уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
в области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование

представления

о

семейных

ценностях,

гендерных

семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
Общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР
классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России.
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания
осуществляется по следующим направлениям, включающим духовные,
нравственные и культурные традиции нашей страны:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному,
формирование

представлений

об

эстетических

(эстетическое воспитание).
25

идеалах

и

ценностях

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Программа

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни в соответствии с определением ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ — комплексная программа формирования у обучающихся с
ЗПР

знаний,

установок,

личностных

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья

как

одной

из

ценностных

составляющих,

способствующих

познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа

построена

на

основе

общенациональных

ценностей

российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа,
экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена
на развитие мотивации и готовности обучающихся с ЗПРдействовать
предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного
образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации,
красоты, здоровья, материального благополучия.
Программа

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на
состояние здоровья обучающихся:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных организациях,
которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;
- чувствительность к различным воздействиям при одновременной
инертности реакции на них, обусловливающей временной разрыв между
воздействием и результатом, между начальным и существенным проявлением
неблагополучных сдвигов в здоровье обучающихся;
- формируемые в младшем школьном возрасте правила поведения,
привычки;

26

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к
своему здоровью, что связано с отсутствием у обучающихся опыта
«нездоровья» (за исключением обучающихся с серьёзными хроническими
заболеваниями) и восприятием обучающимся состояния болезни главным
образом как ограничения свободы;
- неспособность прогнозировать последствия своего отношения к
здоровью.
При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо
исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей
работы

общеобразовательной

организации,

требующий

создание

соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата,
обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Программа

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного
для человека и окружающей среды;
пробуждение

в

детях

желания

заботиться

о

своем

здоровье

(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем
соблюдения

правил

здорового

образа

жизни

и

организации

здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с
ЗПР с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

27

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся;
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование у обучающегося потребности безбоязненно обращаться к
врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое
здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни обучающихся с ЗПР реализуется по следующим
направлениям:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной
организации с целью реализации необходимых условий для сбережения
здоровья обучающихся с ЗПР.
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
средствами урочной деятельности при использовании программного материала,
формирующего у обучающихся с ЗПР установку на безопасный, здоровый образ
жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью
жизни, укреплением собственного физического, нравственного и

духовного

здоровья, активным отдыхом.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на
обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального
физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с ЗПР,
повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в различных формах
(на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на
уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т.
п.).
28

4.

Формирование

экологической

культуры

в

процессе

усвоения

элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях
этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически
грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок,
туристических походов и путешествий по родному краю; приобретения
первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на
пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.); совместной
экологической

деятельности

родителей

(законных

представителей),

обучающихся и педагогов образовательной организации, обеспечивающей
расширение опыта общения с природой.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на
повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория,
привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по
проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований,
ведения

Дневников

здоровья

с

обучающимися

с

ЗПР,

прошедшими

саногенетический мониторинг и получивших рекомендации по коррекции
различных параметров здоровья.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ЗПР является
направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с
учетом

их

особых

образовательных

потребностей,

способствующая:

практическому освоению ими знаний основ здорового образа жизни; развитию
потребности взаимодействия с природной средой; пониманию роли в
жизнедеятельности

человека

режима

дня,

двигательной

активности,

правильного питания, выполнения правил личной гигиены.
Основные направления
Создание
инфраструктуры

мероприятия

здоровьесберегающей Наличие пандусов;
Места общего пользования оснащены
необходимыми
расходными
29

материалами
Обучающиеся
обеспечены
бесплатным
горячим
питанием
(завтрак, обед, полдник)
Площадка для игр и каток (в зимний
период)
Формирование культуры здорового и 1.Тематические

уроки

по

безопасного образа жизни средствами Окружающему миру.
2. Проведение физкультминуток

урочной деятельности
Организация

физкультурно- 100% охват обучающихся с ОВЗ
программами
допобразования
оздоровительной работы
(«Мультипликатор»,
«Подвижные
игры», «Шахматы в школе»)
Экскурсии
Спортивные соревнования
Неделя здоровья
Лыжные гонки
Формирование

экологической Уроки экологии

культуры

Эколята – защитники природы

Просветительская работа с родителями Выступления

на

родительских

(законными представителями)

по

вопросам

собраниях

здоровьесбережения

2.5. Программа коррекционной работы
Программа
индивидуализацию

коррекционной

работыдолжна

специального

сопровождения
30

предусматривать
обучающегося

с

ЗПР.Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями
ФГОС НООобучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной
помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Направления

и

содержание

программы

коррекционной

работы

осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и
содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей
обучающихся.
Программа коррекционной работыобеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление

индивидуально-ориентированного

педагогического

сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию

представлений

об

окружающем

мире

и

собственных

возможностях.
Направления работы
выявление

содержание

особых Направление на ТПМПК

образовательных
потребностей
обучающихся с ЗПР
31

ответственный
Социальный педагог

осуществление

Организация

Социальный педагог

индивидуально-

взаимодействия

ориентированного

всеми

педагогического

образовательных

сопровождения

отношений

между

участниками

обучающихся с ЗПР
оказание

помощи

в Развитие

алгоритмов Учитель

освоении обучающимися продуктивной
с ЗПР АООП НОО

деятельности, помощь в
усвоении программного
материала;
Восполнение пробелов в
знаниях.
Развитие речи.

возможность

развития индивидуальные беседы

Классный руководитель

коммуникации,
социальных и бытовых
навыков,

адекватного

учебного поведения
консультативная работа

непрерывность
специального
сопровождения
обучающихся с ЗПР и их
семей

по

вопросам

реализации
дифференцированных
педагогических условий
обучения,

воспитания,

коррекции, развития и
социализации;
32

Классный руководитель

2.6. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности НОО МБОУ «Нижнетоемская СОШ»

Назван
ия

Направления

Формы
организац
ии

Спортивнооздоровительное

«Подвижные игры»

Спортивная секц

«БЭМС»

Спортивный клуб

Коммуникативная деятельность

«Разговоры о важном»

Внеурочное занят

Художественная

«Балаганчик»

Театральный
Кружок

Информационная культура

«Финансовая грамотность»

Внеурочное занят

Техническая

«Мультипликатор»

кружок

«Школьная газета»

Кружок

Итого за недел

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план

33

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО 5.
Учебный план начального общего образования муниципального
бюджетного образовательного учреждения Верхнетоемского муниципального
округа "Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа"(далее - учебный
план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования») – 1,3 класс и ФГОС НОО (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г)
– 4 класс, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный
план
является
частью
образовательной
программы
муниципального бюджетного образовательного учреждения Верхнетоемского
муниципального округа "Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа",
разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программой начального общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Содержание и планируемые результаты освоения ООП НОО в 4 классе
приведены в соответствие с требованиями ФОП по конкретному предмету.
Учебный год в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
Верхнетоемского
муниципального
округа
"Нижнетоемская
средняя
общеобразовательная школа"начинается 01.09.2023 и заканчивается 28.05.2024.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели в 3-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, в 3 – 4 классах – 23 часа . В 2023-2024 учебном
году отсутствует.

5

Раздел III ФГОС НОО.
34

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня составляет:
− ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ - НЕ ПРЕВЫШАЕТ 4
УРОКОВ И ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ -5 УРОКОВ.
− ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ - НЕ БОЛЕЕ 5 УРОКОВ.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На
эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти (февраль).
Учебные занятия для учащихся 1,3,4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе. В 2023-2024 учебном году 2 класс отсутствует.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений (в 1 и 3 классах по 1 часу), обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную
часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся,
по выбору родителей обучающихся использовано: на
проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся:

35

1 класс – на увеличение количества часов предмета «Физическая культура»
- 1 час;
3 класс - на увеличение количества часов предмета «Физическая культура»
0,5ч; на реализацию учебного курса «Морянка» 0,5ч.
В
муниципальном
бюджетном
образовательном
учреждении
Верхнетоемского
муниципального
округа
"Нижнетоемская
средняя
общеобразовательная школа"языком обучения является русский язык.
По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в 4 классе завершается изучение родного (русского) языка и
литературного чтения на родном (русском) языке.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся. В 2023-2024 в 4 классе изучается модуль «Основы светской
этики».
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание)
или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.

четверть

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по
итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
муниципального бюджетного образовательного учреждения Верхнетоемского
муниципального округа "Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа".
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, по итогам проверки самостоятельных работ.
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
36

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю
1

2

3

4

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

Родной язык и
литературное чтение на
родном языке

Родной (русский) язык

0

0

0.5

Литературное чтение на
родном (русском) языке

0

0

0.5

Иностранный язык

Иностранный язык

0

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")

Окружающий мир

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской этики

0

0

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

Музыка

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

2,5

2

21

22,5

23

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Морянка

0,5

Итого

21

23

23

Количество учебных недель

33

34

34

Всего часов в год

693

782

782

Внеурочная деятельность (Коррекционная работа)
Индивидуальные занятия по устранению пробелов в

37

1

знаниях
Реализация программ допобразования

3

Разговоры о важном

1

3.2. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с
ЗПРопределяютсяФГОС НОО обучающихся с ОВЗипредставляют собой
систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и
иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют

собой

интегративное

описание

совокупности

условий,

необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам
ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных
требований

является

создание

комфортной

коррекционно-развивающей

образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их
особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования,

его

доступность,

открытость

и

привлекательность

для

обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное
развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья обучающихся.
Кадровые условия
Педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ прошли повышение
квалификации по соответствующей программе, имеют высшее образование,
стаж работы с обучающимися с ОВЗ более 3 лет, первую квалификационную
категорию.
38

В штат специалистов МБОУ «Нижнетоемская СОШ», реализующей
вариант 7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР

входят: учитель начальных

классов, учитель музыки, учитель изо, учитель физической культуры, учитель
иностранного языка,

социальный педагог, педагог-организатор, руководитель

кружка.
Финансовые условия
Финансовое

обеспечение

образования

обучающихся

с

ЗПР

осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации».
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования
обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым
образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования должна быть отражена
специфика требований к:
•

организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР

•

организации временного режима обучения;

•

техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;

•

учебникам,

рабочим

тетрадям,

дидактическим

материалам,

компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным
потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный
вариант программы.
Условия организации пространства
1. Помещения, где обучается ребенок с ОВЗ соответствуют СаНПин.
2. Имеется спортивный зал для активного отдыха.
Условия организации временного режима обучения
1.Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1
составляют 4 года (1-4 классы).
39

Устанавливается

следующая

продолжительность

учебного

года:

1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4классы – 34 учебных недели.
2.Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
3.Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.
4.Обучение проходит в первую смену.
5. Учебные занятия следует начинаются не ранее 9 часов. Проведение
нулевых уроков не допускается.
Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день
в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении

продолжительности

занятий

в

1

классах

используется

«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый)6.
6. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать
перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных,
факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым
учебникам

для

сверстников,

не

имеющих

ограничений

здоровья,

со

П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N
189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
6

40

специальными,

учитывающими

приложениями

и

использование

особые

дидактическими

натуральной

и

образовательные

материалами

иллюстративной

потребности,

(преимущественное

наглядности), рабочими

тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими
реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную
поддержку освоения ООП НОО.
Информационное обеспечение
включает

необходимую

нормативно-

правовую

базу

образования

обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и
устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой
информации,

связанной

с

реализацией

программы,

планируемыми

результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления (доступ к Интернет –источникам в кабинете информатики,
информирование через электронный журнал, группу ВКонтакте).

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».