Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

__________________/ Порывкина Е.А.

_______________/ Назарьина Т.И.

Приказ №45 от " 5" сентября 2023г

Протокол МС № 1от "5 "сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 11 класса

д.Бурцевская 2023

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа «Русский язык» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с
учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования
и рабочей программы по русскому языку к УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г.
Нарушевича и др.
Рабочая программа «Русский язык» (10-11 классы) ориентирована на реализацию содержания
двух предметных областей: «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература». С
целью освоения содержания предметной области «Родной язык и родная литература» в рабочей
программе увеличено количество учебного времени и содержания, направленного на достижение
образовательных результатов данной предметной области, указанных в ФГОС среднего общего
образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает
развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного
пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и
средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на
уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным
для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы,
освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе
коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и
их готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего
общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая
языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении
русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции
через практическую речевую деятельность.
Количество часов на изучение русского языка в 10 классе – 68ч., в 11 классе — 68ч.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
2

–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–

–

–
–
–
–
–
–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
3

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
–

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
–
–
–
–
–

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
4

Личностные результаты в сфере физического,
академического благополучия обучающихся:

психологического,

социального

и

–

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
–
–
–
–
–
–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные модельно-схематические средства
для
представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
5

–

коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определѐнной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение)
и определѐнных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчѐты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
6

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10-11 КЛАСС
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
7

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья,тезисы, конспект, рецензия,
выписки,реферат и др.), публицистического (выступление, статья,интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и еѐ функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Форма организации учебных занятий: урок.
Практическая часть: сочинения, изложения
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом, его анализ, пересказ, изложение, сочинение по
тексту; выполнение упражнений.

8

Учебно-тематический план
10 КЛАСС
№

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов
1
9
10

1
2
3

Введение
Повторим изученное

4

Язык и речь. Культура речи

24

5

Речь. Речевое общение

4

6

Текст. Виды его преобразования

8

7

Повторение

12

Итого

68

Язык как знаковая система и общественное явление

11 КЛАСС
№

Наименование раздела, темы

1

Повторение изученного в 10 классе

2
3
4

Язык и речь. Культура речи
Функциональная стилистика и культура речи
Повторение изученного в 10-11 классах
Итого

Кол-во
часов
10
22
21
15
68

9

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

№

Наименование раздела, темы

Дата
По
По факту
плану

Введение (1ч.)
Роль языка в жизни общества. Разделы науки о языке
Повторим изученное (9ч.)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Вспомним изученное. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Вспомним изученное. Морфемика и словообразование. Орфография
Вспомним изученное. Морфология.
Вспомним изученное. Морфология. Орфография
Вспомним изученное. Синтаксис и пунктуация.
Контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Готовимся к ЕГЭ. Знакомство со структурой и оцениванием.
Практикум (задания 9-14)
Готовимся к ЕГЭ. Практикум (задания 15-21)
Язык как знаковая система и общественное явление (10ч.)
Язык как знаковая система.
Основные функции языка
Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения
Язык и культура
Язык и культура
Русский язык в Российской Федерации
Формы существования русского национального языка
Словари русского языка
Практикум. Работа со словарями.
Р.Р.Изложение
Язык и речь. Культура речи (24ч.)

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Единицы языка. Уровни языковой системы
Культура речи как раздел лингвистики
Фонетика. Орфоэпические нормы
Практикум. Орфоэпические нормы (задание 4 ЕГЭ)
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Практикум. Лексические нормы (задания 3,5,6 ЕГЭ)
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфология. Морфологические нормы
Практикум. Морфологические нормы (задание 7 ЕГЭ)
Повторение. Лексические и морфологические нормы.
10

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53
54
55
56

Контрольная работа
РР Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ
РР Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ
Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
Правописание гласных в корне
Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок
Правописание Н/НН в словах различных частей речи
Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц
Правописание суффиксов различных частей речи
Правописание окончаний существительных, прилагательных,
глаголов
Повторение. Орфографические нормы.
КР Контрольная работа
Анализ контрольной работы
РР Сжатое изложение
Речь. Речевое общение (4ч.)
Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого
общения
Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения
Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности.
Текст. Виды его преобразования (8ч.)
Признаки текста
Практикум. Определяем проблему текста и авторскую позицию.
Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект
Практикум. Работа с заданиями по микротексту ЕГЭ
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия
РР Сочинение – рассуждение.
РР Сочинение – рассуждение.
Повторение (12ч.)

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Повторение. Язык и его функции. Формы существования языка.
Повторение. Орфоэпические нормы русского языка
Повторение. Лексические нормы русского языка
Повторение. Словообразовательные нормы русского языка
Повторение. Морфологические нормы русского языка
Практикум по нормам языка.
Орфографические нормы русского языка.
Орфографические нормы русского языка.
Работа с материалами ЕГЭ
Итоговая контрольная работа
Написание итоговой контрольной работы
11

68

Анализ итоговой к/р

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

№

Наименование раздела, темы

Дата
По
плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

По
факту

Повторение изученного в 10 классе (10ч.)
Повторение. Язык и его функции. Речевое общение.
Повторение. Орфоэпические и лексические нормы русского языка
Повторение. Словообразовательные нормы русского языка

Повторение. Морфологические нормы русского языка
Повторение. Орфографические нормы русского языка.
КР Входной контроль. Контрольная работа.
Русский язык в современном мире.
Экология языка
РР. Сочинение-рассуждение
РР. Сочинение-рассуждение
Язык и речь. Культура речи (22ч.)

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Синтаксис.
Синтаксические нормы
Практикум. Синтаксические нормы (задание 8 ЕГЭ)
Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их
функции в письменной речи русского языка.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Практикум. Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами (задание 17 ЕГЭ)
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и
обращениями
Практикум. Пунктуация при вводных словах и обращениях (Задание18
ЕГЭ)
Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении
Практикум. Пунктуация в ССП и СПП с однородными членами
12

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

(задание 16 ЕГЭ)
Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении
Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении
РР Сочинение-рассуждение
РР Сочинение-рассуждение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Практикум. Пунктуация в сложном предложении
Практикум. Пунктуация в сложном предложении (задания 19-21 ЕГЭ)
КР Контрольная работа
Анализ контрольных работ
Функциональная стилистика и культура речи (21ч.)
Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме
русского языка
Разговорная речь
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль .Жанры публицистики. Хроника, репортаж.
Интервью
Очерк
Язык рекламы
Культура публичной речи
РР. Изложение текста публицистического стиля
РР. Изложение текста публицистического стиля
Язык художественной литературы
Практикум. Функционально-смысловые типы речи .
Язык художественной литературы.
Тропы и фигуры речи
Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента)
Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента)

КР Контрольная работа
Анализ контрольных работ
РР Сочинение- миниатюра в художественном стиле
РР Сочинение- миниатюра в художественном стиле
Повторение изученного в 10-11 классах (15ч.)

54
55
56
57
58
59
60

Повторение. Язык и общество.
Повторение. Речевая деятельность.
Повторение. Язык и речь.
Повторение. Культура речи.
Повторение. Языковые нормы.
Повторение. Синтаксические нормы
Повторение. Пунктуационные нормы.
13

61
62
63
64
65
66
67
68

РР Сочинение- рассуждение
РР Сочинение- рассуждение
Промежуточная аттестация Тест
Повторение. Текст.
Повторение. Типы и стили речи.
Итоговая контрольная работа
Написание итоговой контрольной работы
Анализ итоговой к/р

1. Информационные ресурсы
1. http://www.drofa-ventana.ru — сайт объединенной издательской группы «Дрофа—ВентанаГраф».
2. http://www.philology.ru — «Филологический портал».
3. http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
4. http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
5. http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
6. http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
7. http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический
словарь, словари иностранных слов).
8. http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный портал «Русский
язык»).
9. http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
10. http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
11. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная
справочная служба по русскому языку).
12. http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской
академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
13. http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
14. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в
игровой форме).
15. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
16. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи
по филологии, словари, тестирование).
Литература
1. Б а х т и н М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
2. Б е л ь ч и к о в Ю. А. Лексическая стилистика. — М., 1997.
3. В и н о г р а д о в В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941.
4. Г а л ь п е р и н И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1991.
5. Г о л о в и н Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.
14

6. Г о р б а ч е в и ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1982.
7. Ж б а н к о в а Т. С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением
местоимений // Русский язык в школе. — 1980. — № 1.
8. И л ь е н к о С. Г. Лингвистические основы обучения русскому языку // Основные
вопросы обучения русскому языку в вечерней (сменной) школе. — М., 1977. 9. К о ж и н а М. Н.
Стилистика русского языка. — М., 1993.
10. Л а р и н Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
11. Л е в и д о в А. М. Автор — образ — читатель. — Л., 1977.
12. Лингвистические знания — основа умений и навыков / сост. Т. А. Злобина. — М., 1995. 60
13. Л и х а ч е в Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Л., 1967.
14. Л о с е в а Л. М. Как строить текст. — М., 1980.
15. Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.
16. Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
17. Л о т м а н Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988.
18. Л о т м а н Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.
19. М а к с и м о в Л. Ю. О языке и композиции художественного текста: Язык и композиция
художественного текста / отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
20. М о с к а л ь с к а я О. И. Грамматика текста. — М., 1999.
21. О д и н ц о в В. В. Стилистика текста. — М., 1998.
22. П а х н о в а Т. М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в
школе. — 1993. — № 3.
23. П л е н к и н Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1996.
24. П о т е б н я А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.
Литература для учащихся
1. Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1994.
2. Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А. С. Пушкин в истории
русского языка. — М., 1993.
3. Д е й к и н а А. Д. А. С. Пушкин на уроках русского языка. 10 класс. — М., 1999.
4. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
5. К р ы с и н Л. П. Жизнь слова. — М., 2000.
6. Л о т м а н Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988.
7. П а у с т о в с к и й К. Г. Золотая роза. — М., 2003.
8. П а х н о в а Т. М. А. С. Пушкин на уроках русского языка. 11 класс. — М., 1995.
9. Р о ж д е с т в е н с к и й В. С. Читая Пушкина. — Л., 1962.
10. Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1998.
11. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты — Пушкину. — М., 1989.
12. С е р г е е в В. Н.
Словари —
наши
друзья
и
помощники. —
М.,
2000.
13. С к в о р ц о в
Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2001.
14. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 2003.
Словари
1. А л е к с а н д р о в а З. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1999.
2. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.
3. К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 2010.
4. Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.
5. Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1999. 62
6. Л а п а т у х и н М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 2003.
7.
Лексические
трудности
русского
языка:
словарь-справочник / А. А. Семенюк,
И. Л. Городецкая, М. М. Матюшина и др. — М., 2000.
8. О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.
9. П а н о в Б. Т., Т е к у ч е в А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. — М., 1995.
15

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. — М.,
2011.
11. Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1997.
12. С а я х о в а Л. Г., Х а с а н о в а Д. М., М о р к о в к и н В. В. Тематический словарь
русского языка. — М., 2000.
13. С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
14. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. — М., 2001—2002.
15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. — М.—Л.,
2001.
16. У ш а к о в Д. Н. Орфографический словарь. — М., 2013.
17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / cост. М. В. Панов. — М., 1994.
18. Энциклопедический словарь юного лингвиста. — М., 2006

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».