Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

__________________/ Порывкина Е.А.

_______________/ Назарьина Т.И.

Приказ №45 от " 5" сентября 2023г

Протокол МС № 1от "5 "сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (русский) язык»
для обучающихся 11 класса

д.Бурцевская 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выходные данные: Примерная программа по учебному предмету «Родной язык
(русский). 10-11 классы» для образовательных организаций Архангельской области,
реализующих программы среднего общего образования, 2020 год.
В курсе «Родной язык (русский)» актуализируются следующие цели:


воспитание гражданина и патриота, осознающего роль родного (русского)

языка в жизни человека, общества, государства, способного свободно общаться на родном
(русском) языке в различных формах и на разные темы;
 воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание

исторической

преемственности

поколений,

своей

ответственности

за

сохранение культуры народа;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; о национальной специфике русского языка и
языковых единицах с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
 развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по родному языку (русскому),
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В основу изучения курса «Родной язык (русский)» должен быть положен
текстоцентрический подход, основным типом урока при реализации данной программы
является урок развитияречи, предполагающий целенаправленное развитие всех видов
речевой деятельности.
При проведении текущего, промежуточного и итогового контроля в курсе «Родной
язык (русский)» на уровне среднего общего образования можно использовать задания,
связанные с анализом и информационной переработкой текстов различных стилей и
жанров; созданием собственных письменных / устных высказываний разных стилей и
жанров; оцениванием устных / письменных текстов с позиций функционирования
языковых норм, соответствия правилам русского речевого этикета (в том числе, сетевого);
проектные и исследовательские задания и т.д.
2

Форма проведения промежуточной аттестации – сочинение на основе текста
Практическая частьпредставлена работой с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Личностными результатами освоения программы по родному языку (русскому) на
базовом уровне являются:
1) способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, формируемая через понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа;
2) формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской

Федерации,

самоопределения,

являющемуся

потребность

сохранить

главным
чистоту

фактором

русского

национального

языка

как

явления

национальной культуры;
3) воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) стремление к речевому самосовершенствованию в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы по родному языку
(русскому) являются:
1)

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования;
3

 способность извлекать информацию из различных источников, свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность
последовательность

определять
действий,

цели

оценивать

предстоящей
достигнутые

учебной
результаты

деятельности,
и

адекватно

формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение
лексических,

в

практике

грамматических,

речевого

общения

стилистических

норм

основных

орфоэпических,

современного

русского

литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность

осуществлять

речевой

самоконтроль

в

процессе

учебной

деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык (русский) как средство получения знаний по
другим учебным предметам;
4

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе

речевого

общения

посредством

родного

языка

(русского);

овладение

национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения программы по родному языку (русскому)
ориентированы, в первую очередь, на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях.
Выпускник научится:
1) использовать языковые средства родного языка (русского) адекватно цели
общения и речевой ситуации;
2) использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
3) создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности и определенных
жанров;
4) соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы родного
языка (русского); оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
5) соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную
специфику русского речевого этикета (в том числе, сетевого);
6) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка
(русского).
Выпускник получит возможность научиться:
1) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
(русском) адекватно ситуации и стилю общения;
2) анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения точности и уместности их употребления;
3) комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности родного языка);

5

4) использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
5) сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
6) соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
7) оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
11 класс
Раздел 1. Язык и культура
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
6

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы
текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды
преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Формы организации учебных занятий: урок.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, в том числе его комплексный
анализ; доклады, сообщения по темам; выполнение письменных заданий; написание
сочинения.

Примерные темы проектных и исследовательских работ
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык
Край родной в легендах и преданиях
Научные открытия А.А. Шахматова
Причины заимствования в современном русском языке
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи
Структурные особенности русских метафор
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на
материале предвыборных публикаций)
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ
Сетевой знак @ в разных языках
Слоганы в языке современной рекламы
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете
Язык как отражение национального характера
Место русского языка среди других предметов в нашей школе
Языковой портрет ученика нашей школы
7

Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий

Календарно-тематическое планирование
уроков русского родного языка на базовом уровне в 11 классе
Всего -34 часа за учебный год на изучение русского родного языка в 11 классе (1 час
в неделю).
Из них 3 часа выделено на контрольные работы, 3 часа – на творческие работы (РР)
Форма итоговой аттестации — итоговая контрольная работа
№

Дат

Тема урока

Приме

урока а
чание
Язык и культура (5 часов)
Язык и речь
1
Язык и художественная литература
2
Тексты художественной литературы как
3
единство формы и содержания
РР Практическая работа с текстами русских
4
РР
писателей (А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии языка
5
Культура речи (18 часов)
Основные
нормы
современного
6
литературного произношения и ударения в русском
языке
Написания,
подчиняющиеся
7
морфологическому, фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее
8
происхождения и употребления
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
9
произведениях русских писателей
РР Творческая работа «Употребление
10
РР
фразеологизмов в художественной литературе»
Лексический анализ текста. Статья К.
11
Бальмонта «Русский язык как основа творчества»
Контрольная работа. Тест по теме
12
К/р
«Орфоэпические и лексические нормы русского
языка»
Морфологические нормы
13
8

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов
Синтаксические нормы
Способы
оформления
чужой
речи.
Цитирование
Синтаксическая синонимия
Контрольная работа. Тест по теме
«Грамматические нормы русского языка»
Этика и этикет в деловом общении
Функции речевого этикета в деловом
общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения
Телефонный этикет в деловом общении
Речь. Речевая деятельность (11 часов)
Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация
Речевые
жанры
диалогической
речи:
интервью, научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте
Способы изложения и типы текстов
Особенности композиции и конструктивные
приемы текста. Абзац
Тест
Виды преобразования текста. Корректировка
текста
Тезисы. Выписки. Аннотация
РР Составление сложного плана и тезисов
статьи А. Кони о Л. Толстом
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой к/р

К/р

К/р

РР

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».