Рабочая программа учебного предмета «Литература. Базовый уровень» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

__________________/ Порывкина Е.А.

_______________/ Назарьина Т.И.

Приказ №1от " 5 " сентября 2023г

Протокол МС № 1от " 5"сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература. Базовый уровень»
для обучающихся 11 класса

д.Бурцевская 2023

Рабочая программа

по _______литературе____________

Класс ___11______
Количество часов
Всего ___102___ час; в неделю ___3___ час
Программа составлена на основе
Сухих).

«Программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование» (базовый уровень) (автор: И.Н.

Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень).________________
УМК:
 Учебник __ Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. И. Н. Сухих. – 2-е изд.
– М.: Издательский центр «Академия», 2010_____________
 Литература в 11 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие: среднее (полное) общее образование/ под
ред.И.Н.Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010_____________
 Литература в 11 классе (базовый уровень):практикум: среднее (полное) общее образование/ под ред.И.Н.Сухих.– М.: Издательский
центр «Академия», 2010_____________

Дополнительная литература Тематическое и поурочное планирование по литературе 11 класс, Издательство «Экзамен», Москва, 2005;
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс, М.: «ВАКО», 2010____________

Год
Количество часов

102

Уроки внеклассного чтения

7

Уроки развития речи

13

Региональный компонент

10

Тесты, практикумы, самостоятельные и контрольные
работы

8

Сочинения
аудиторные:
 По творчеству А.Блока
 По творчеству И.Бунина или А.Куприна (на выбор)
 По творчеству М.Горького
 По творчеству С.Есенина или В.Маяковского (на выбор)
 По творчеству М.Шолохова
 «Россия и творчество в поэтическом сознании А.Ахматовой»

 По творчеству М.Булгакова
 По произведениям о Великой Отечественной войне
домашние:
 По творчеству Е.Замятина
Формы организации учебных занятий: урок.
Основные виды учебной деятельности: выразительное чтение, составление плана (конспекта) статьи учебника, сообщение, анализ
произведений, просмотр и обсуждение кинофильмов по произведениям, устный или письменный ответ на вопрос, заполнение таблицы,
чтение наизусть, работа над сочинением.
Итоговая к/р: Сочинение
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п\п

Разделы

Количество

Количество часов

часов

дано фактически

1.

Общая характеристика эпохи.
Литература в 20 веке

2 часа

2.

Серебряный век: лики модернизма

25 часов

3.

Серебряный век: лики модернизма

9 часов

4.

Советский век: две русские литературы
или одна? Литература 1920 - 1930 гг.

12 часов

5.

Советский век: две русские литературы
или одна? Литература 1920 - 1930 гг

30 часов

6.

Советский век: на разных этажах.
Литература 1940 -1980 гг.

23 часа

7.

Литературная ситуация рубежа 20-21
вв.

1 час

Итого

102 часа

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 – 11
классов И.Н.Сухих.
Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК:
И.Н.Сухих учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, М: «Академия»,2020
С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 11 класс», М: «Академия»,2011
С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Книга для учителя «Русская литература в 11 классе», М: «Академия»,2011

Материал курса рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) – 3 час в неделю, 102 часа в год.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их
жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В
качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма,
модернизма,
постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список
произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным
изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями
духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (символисты, футуристы и русская живопись начала
XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у Андреева, образ Христа у АА.
Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем
литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого
характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного
текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).
Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в
тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения»,
метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений,
а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в
соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-

эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории
и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как
можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из
этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя,
тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс
чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к
литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и
с интересом обсудить, высказать своѐ суждение о прочитанном произведении.
Программа рассчитана на 102ч.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Анализировать произведения с учѐтом его идейно-художественного своеобразия.



Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

 Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительновыразительных средств.



Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.



Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.



Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.



Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.



Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.



Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.



Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.



Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Понимать:


Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков XX века.



Тексты художественных произведений.



Сюжет, особенности композиции.



Типическое значение характеров главных героев произведения.



Основные понятия по теории литературы.



Изобразительно-выразительные средства языка.



Элементы стихотворной речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.

- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,

символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских
писателей ХГХ-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть,
рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия,
трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник.
Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика
Формы организации учебных занятий: урок.
Основные виды учебной деятельности: выразительное чтение, составление плана статьи учебника, устный или письменный ответ на
вопрос, заполнение таблицы, чтение наизусть.
Форма проведения промежуточной аттестации – итоговое сочинение.
Практическая часть представлена уроками развития речи

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс
№
п/п

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Вид деятельности

Вид
контроля

Дата
план

I полугодие – 48 часов (24 + 24)
I четверть – 24 часа
Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке - 2 часа
1

Двадцатый век: начала и концы Проблемная
(хронология
исторических лекция
событий ХХ века).

Знать основные темы и проблемы
русской литературы XX в.: тема
свободы,
духовно-нравственных
исканий человека, нравственного
идеала и «праведничества», борьбы
с социальной несправедливостью и
угнетением человека

Демонстрация владение Лекцию
монологической и диа- выучить
логической речью

2

Литература ХХ века: летопись Проблемная
эпохи. Р/К Чапыгин Белый лекция
скит

Знать основные произведения и Демонстрация владение Устный
писателей русской литературы монологической
и ответ
первой половины XX в.
диалогической речью

Серебряный век: лики модернизма - 34 часа
3

Серебряный век: ренессанс или Проблемная
лекция
упадок

Уметь
определять Свободная работа со Инд.
принадлежность
отдельных стихотворными
тек- задания
произведений к литературным стами
направлениям XX в.

4

Символизм: искусство Иного

Знать основные образы поэмы,
своеобразие
жанра
и
композиции
произведения.
Уметь раскрывать конфликт
личности и государства, изображенный в

Комбинированны
й

Свободная работа со Устный
стихотворными
тек- ответ
стами, поиск необходимой информации в разных источниках

факт

5

В.Я.Брюсов:
конструктор Комбинированны
й
русского символизма

Уметь раскрывать основные Свободная работа со Анализ стихтемы и мотивы в творчестве
стихотворными
тек- ия Б. (на
выбор)
стами

6

К.Бальмонт и А.Белый: два Комбинированны
поколения
русских й
символистов

Знать жизненный и творческий путь

Свободная

К.Бальмонда и А. Белого, их идейную и
эстетическую
позицию,
основную
проблематику творчества, своеобразие
мастерства поэтов. Уметь делать
индивидуальные сообщения о жизни и
творчестве поэтов

работа с текстами и
дополнительной
литературой

Акмеизм: искусство Этого

Уметь осмыслить тему, определить
ее границы, полно раскрыть,
правильно, грамотно изложить в
письменной речи

Владение навыками

7

8

Н.С.Гумилев:
конквистадор

Комбинированны
й

заблудившийся Комбинированны
й

и

Устный
ответ

Создания собственного
текста
и
редактирования

Составить
заполнить
таблицу

его

Знать жизненный и творческий Поиск нужной информации выучить
по
заданной
теме
в наизусть
путь
поэта,
его
эстетическую
основную
творчества,
мастерства

идейную
и
позицию,
проблематику
своеобразие

источниках различного типа.
Использование
мультимедийных
ресурсов
и
компьютера
для
систематизации

понравившее
ся стих.

поэта.

9

РР
Футуризм:
«самовитого слова»

поэзия РР

Знать основные направления Умение
развернуто Ответить на
футуризма,
ярчайших
его обосновывать суждения, вопросы
представителей
приводить
доказательства

10

В.Хлебников: утопист и шаман

Комбинированны
й

Знать жизненный и творческий Умение
развернуто Ответить на
путь
обосновывать суждения, вопросы
приводить
доказапоэта,
его
идейную
и тельства
эстетическую
позицию,
основную
проблематику
творчества,
своеобразие
мастерства
поэта.

А. А. Блок – 7 часов
11.

Судьба: жизнь,
поэтом. А.Блок

сочиненная Проблемная лекция

Уметь
выявить
тему,
проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы,
систему характеров.

Свободная работа с тек- Устный
стом художественного ответ
стиля, понимание его
специфики

12.

Путь:
трилогия Проблемная лекция
«вочеловечения»
(эволюция
лирики от первого к третьему
тому).

Уметь
видеть
глубину,
психологизм характеров, раскрывать
общечеловеческое
содержание

Свободная работа с текстом художественного
стиля, понимание его
специфики

Анализ
стих. Б. (из
сборн.
«Стихи
о
Прекрасной
Даме»)

13.

Любовь: от Прекрасной Дамы - Комбинированный
к Незнакомке

Уметь
осмыслить
тему,
определить ее границы, полно
раскрыть, правильно, грамотно
изложить

Умение развернуто обосновывать
суждения,
приводить доказательства

Выр.чт. стих.
«На железной
дороге»,«Фаб
рика»,
«Незнакомка
»

14.

РР Образ Родины: история и РР
современность

мульти- наизусть
Знать страницы биографии Использование
поэта.
Его
позицию
к медийных ресурсов и
компьютерных технологий

современности и истории
15.

16.

«Двенадцать»:
«музыка Комбинированный
революции» и «голоса улицы».
Фабула, сюжет и композиция
поэмы

Знать
о
глубоком Свободная работа с тек- Анализ
стом
художественного текста
психологизме данной поэмы.

Символизм
«Двенадцать».

Уметь
осмыслить
тему,
определить ее границы, полно
раскрыть, правильно, грамотно
изложить

поэмы Комбинированный

Проблема финала
17.

для
систематизации
информации.

Значение творчества А. Блока. РР
РР Сочинение по творчеству
А.А.Блока

стиля,
понимание
его
специфики. Создание собственного текста
Владение
создания
текста и
рования

навыками
собственного
его редакти-

Самостоятельная работа

Устный ответ

Сочинение

А.И.Куприн – 3 часа
18.

Вн.чт. А.И.Куприн: наследник ВЧ
чеховской
традиции.
Художественный мир писателя.

19.

«Любовь,
бескорыстная,
самоотверженная…».
(по
рассказу
«Гранатовый
браслет».

20.

Вн.чт.Обзор
А.И.Куприна
«Олеся»

Комбинированный

произведений ВЧ
«Поединок»,

Уметь, работая с текстом,
составлять
подробную
характеристику
главным
героям произведения

Свободная работа с тек- Устный
стом художественного ответ
стиля, понимание его
специфики

Уметь, работая с текстом,
составлять
подробную
характеристику
главным
героям произведения

Устный
ответ

рецензия

И. А. Бунин – 7 часов
21.

Жизнь и творчество И. А. Проблемная лекция
Бунина.
Особенности

Знать
биографию
И.Бунина,
своеобразие
художественного

Поиск нужной информации по заданной теме в

Прочитать
стих.

творческой манеры писателя

таланта писателя (запечатлеть
историю человеческой души).
Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

22.

«Светлая грусть» поэзии И. А. Комбинированный
Бунина

Уметь давать характеристику Умение
развернуто
главным мотивам творчества обосновывать суждения,
И.Бунина
приводим,
доказательства

23.

«Эпитафия»
уходящему Комбинированный
(рассказ
И.
А.
Бунина
«Антоновские яблоки»)

Уметь давать характеристику Умение
развернуто Устный
главным мотивам творчества обосновывать суждения, ответ
И.Бунина
приводим,
доказательства

24.

Сатирическая
притча Комбинированный
«Господин из С.-Франциско»:
абсурдность
жизни
или
нелепость смерти? Природа и
цивилизация в рассказе.

Уметь
сравнительную
рактеристику

источниках
типа.

различного

«Вечер»,
«Сумерки»,
«Слово»

Анализ
стих-ия
Бунина (на
выбор),

составлять Умение
развернуто Анализ
ха- обосновывать суждения, текста
приводить
доказательства

II четверть – 24 часа

1.

Метафизика любви и смерти в Комбинированный
рассказах И.Бунина

Уметь
сравнительную
рактеристику

Тест по творчеству Бунина и Контрольный
Куприна

Самостоятельная работа

(25).

2

составлять Умение
развернуто Устный ответ
ха- обосновывать суждения,
приводить
доказательства
тест

(26).
3

РР Сочинение по творчеству РР

сочинение

(27). Бунина или Куприна (на выбор)

Л.Н.Андреев – 2 часа
Вн.чт. Л.Н.Андреев: русский ВЧ
экспрессионист.
«Иуда
(28). Искариот»-парадоксальность
решения вечной темы

Знать
основные
образы
произведения,
своеобразие
жанра и композиции произведения. Уметь раскрывать
конфликт
личности
и
государства, изображенный в
произведении

Претворение
евангельского Комбинированный
сюжета в повести Л. Андреева
(29). «Иуда Искариот»

урок--дискуссия

4

5

Владение
навыками Устный
создания собственного ответ
текста и его редактирования

Письменная
работа

М.Горький – 7 часов
6.

М. Горький. Очерк жизни и Проблемная
творчества.
лекция

(30).

Свободолюбивые
романтики
М. Горького (по рассказу
(31). «Старуха Изергиль»).
7.

«Свинцовые мерзости» жизни.
Рассказы М. Горького о
(32). «босяках»
8.

Комбинированный

Комбинированный

«Эй. Человек! Это звучит Комбинированный
гордо?».
«На
дне»
как
(33). социальная драма
9

Уметь
осмыслить
тему,
определить се границы, полно
раскрыть,
правильно
и
грамотно изложить

Владение
навыками Устный
создания собственного ответ
текста и его редактирования

Знать о личности и судьбе
Горького,
его
творчестве,
эстетических
и
этических
принципах, глубоком психологизме его произведений.

Поиск нужной инфор- Устный
мации по заданной теме ответ
в источниках различного типа.
Устный
ответ

Уметь делать индивидуальные сообщения.

Уметь делать индивидуальные Свободная работа с тек- Устный
сообщения по творчеству стом художественного ответ
писателя
стиля, понимание его

специфики
«Что лучше: истина или Комбинированный
сострадание?» «На дне» как
(34). философская притча
10

11

Проблема правды и
неразрешенный спор

лжи: Семинар

(35).

12

Уметь
выявлять
общественные, нравственные,
культурные, духовные ориентиры

Поиск нужной инфор- Устный
мации по заданной теме ответ
в
источниках
различного типа, владение основными видами
публичных
выступлений

Уметь,
анализируя
текст,
видеть авторский замысел о
правде и лжи в жизни

Использование
мультимедийных
ресурсов
и
компьютерных
технологий
для
систематизации
информации

РР Сочинение по творчеству РР
М.Горького

Устный
ответ

сочинение

(36).

Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг. – 42 часа
13.
(37)
14

Литература и власть: пути Проблемная
литературы 20/30 гг. Р/К Север лекция
во время гражд. войны

Уметь видеть, работая с Свободная работа с текстом Устный
стиля, ответ
текстом,
основные
этапы художественного
понимание его специфики
развития литературы 20/30гг.

Традиции русской сатиры в Комбинированный
прозе А. Аверченко.

Анализ
текста

(38)

Е.Замятин – 4 часа
15
(39)

Творчество
Е.
Замятина. Проблемная
Развитие жанра антиутопии в лекция
романе «Мы». Р.К.Рассказ
«Африка»

Уметь
осмыслить
тему,
определить ее границы, полно
раскрыть,
правильно
и
грамотно оформить текст

16
(40)

Судьба

Знать основные темы, мотивы Свободная
и
образы
антиутопии. текстами

личности

в Комбинированный

Владение
навыками Устный ответ
создания собственного
текста и его редактирования
работа с Характеристик
допол- а Д-503 ,

тоталитарном государстве
17
(41)

Примеры антиутопий.

нительной литературой

«Болезнь» Д-503. Рождение
«я». Личность и Единое
Государство в романе Е.
Замятина «Мы»

I – 330

Устный
ответ

Комбинированный

18
(42)

РР Подготовка к сочинению РР
по творчеству Е. Замятина

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Владение
создания
текста и
рования

навыками
собственного
его редакти-

Дом.сочинен
ие

В.В.Маяковский - 6 часов
19

«Я-поэт. Этим и интересен»: Проблемная
личность и судьба Маяковского лекция

Знать о проблеме поэзии и Умение
развернуто Устный
поэта. новаторстве
обосновывать суждения, ответ
приводить
докаМаяковского
зательства

Лирика Маяковского 1912- Практикум
1917гг.: революционный поэт»

Уметь
самостоятельно
отбирать литературный материал по заданной теме,
логически его выстраивать

Поиск нужной инфор- Анализ
мации по заданной теме стих-я М-го
в
источниках по выбору
различного типа.

«Громада-любовь» и «громада- Комбинированный
ненависть»: поэма «Облако в
штанах»

Уметь раскрывать

Поиск нужной информации по заданной теме в
источниках
различного
типа. Свободная работа с
текстом художественного
стиля, понимание его специфики.

(43)

20
(44)

21
(45)

22
(46)

Лирика Маяковского 1917-1930 Комбинированный
гг.: «поэт Революции»

особенности изображения
произведениях поэта

в

анализ стих.
на выбор

Уметь делать индивидуальные Поиск нужной инфор- Устный
сообщения
о
жизни
и мации по заданной теме ответ
творчестве
великого в
источниках

23

Поэт и поэзия: трагедия поэта

Комбинированный

(47)

24

пролетарского поэта

различного типа.

Уметь в процессе анализа
определять особенности жанра, композиции, проблематику
произведения,
роль
художественных

Умение
развернуто Устный
обосновывать суждения, ответ
приводить
доказательства

Проверочная работа – тест Контрольный
по творчеству В. Маяковского

тест

(48)

II полугодие – 54 часа (30 + 24)
III четверть –30 часов
С. А. Есенин -4 часа
1
(49)

«Поющее сердце России» - Проблемная
Сергей Есенин. Особенности лекция
творческого
пути
поэта.
Природа и человек в лирике
Есенина.

Уметь раскрывать

Свободная работа со

особенности
изображения стихотворными
произведениях поэта
текстами
и
дополнительной литера-

Устный
ответ

турой
2

Любовная лирика Есенина. Комбинированный
Анализ стихотворений поэта.

Знать основные этапы жизни и Поиск
нужной
творчества
Есенина информации
по
особенности
заданной
теме
в
источниках
творческого метода писателя:
полифония
различного типа.

Эволюция образа родины в Комбинированный
лирике Есенина

Уметь видеть традиции и Свободная
новаторство в раскрытии темы текстом

(50)

3
(51)

работа

Анализ
стих.
Е.,
которое
относится к
любов.
лирике (на
выбор);

с Наизусть по
выбору

Р/К Есенин на Севере

художественного

.
Уметь
выступать
сообщениями о жизни
творчестве С.Есенина

4
(52)

с стиля, понимание его
и
специфики

РР Сочинение по творчеству РР
Есенина или Маяковского (по
выбору)

сочинение

М.А.Шолохов - 5 часов
5

М. Шолохов. Своеобразие Проблемная
творческой манеры писателя.
лекция

(53)

Использование
муль- пересказ
тимедийных ресурсов и
компьютерных технологии для систематизации
Уметь видеть в тексте романа
художественные приемы создания информации.
Знать
историю
создания,
тематику, проблематику, идейное
содержание, композицию романа.

образов.

6
(54)

7
(55)

8
(56)

Обзор романа «Тихий Дон». Комбинированный
Особенности
композиции,
языка, сюжета романа

Уметь выявлять в процессе
анализа романа социальные и
философские источники

Обзор романа «Тихий Дон».
«Чудовищная нелепица войны…»
в изображении Шолохова. Образ
Григория Мелехова.Масштабность
творческой мысли писателя

мульти- Устный
Уметь характеризовать путь Использование
медийных
ресурсов
и
нравственных исканий героев
ответ

Комбинированный

Вн.чт.Рассказ
«Судьба ВЧ
человека».
Русский
национальный
характер
в
рассказе. Образы автора и
рассказчика

Умение
развернуто
обосновывать
суждения,
приводить
доказательства.
Свободная работа с текстом
художественного
стиля,
понимание его специфики

пересказ

компьютерных технологий
для
систематизации
информации.

Тема Великой Отечественной Поиск нужной инфор- Устный
мации по заданной теме в ответ
войны в творчестве
источниках
различного
типа.
Использование
мультимедийных ресурсов
и
компьютерных

технологий
9
(57)

РР Сочинение по творчеству РР
М.А.Шолохова

сочинение

А.А.Ахматова - 4 часа
10
(58)

11
(59)

Жизненный и творческий путь Проблемная
А.Ахматовой. Образ поэта в лекция
стихах ее современников

Ранняя лирика А.Ахматовой

Комбинированный

Знать о личности и судьбе
А.Ахматовой, ее творчестве,
эстетических и этических
принципах, глубоком психологизме ее произведений.

Использование
мультимедийных ресурсов и
Компьютерных
технологий
систематизации
информации

Устный
ответ

для

работа
с Наизусть на
Уметь
характеризовать Свободная
текстом
художественного
особенности ранней лирики
выбор.
стиля,
понимание
его
А.Ахматовой
специфики. Владение
навыками создания
собственного текста

12
(60)

Поэма «Реквием»

Практикум

Уметь характеризовать путь
нравственных и духовных
испытаний
лирической
героини

Поиск
нужной Анализ
информации
по текста
заданной
теме
в
источниках
Различного типа.

13
(61)

Россия
и
поэтическом
А.Ахматовой

творчество
в Комбинированный
сознании

Знать историю создания и Свободная работа с тек- Устный
художественного ответ
смысл названия произведения. стом
стиля,
понимание
его
специфики.
Владение
навыками
создания
собственного текста

М.А.Булгаков - 10 часов
14
(62)

Судьба
художника: Проблемная
противостояние эпохе.
лекция

Знать о личности и судьбе
М.Булгакова, его творчестве,
эстетических и этических
принципах, глубоком психологизме его произведений.

15
(63)

Споры о «Собачьем сердце». Комбинированный
Шариков и шариковщина.

Знать историю создания и Свободная работа с тек- харак-ка
художественного проф.
смысл названия произведения. стом
стиля,
понимание
его Преображен
специфики.
Владение ского

16
(64)

Ошибка
профессора Комбинированный
Преображенского.
Многоплановость образов в
повести «Собачье сердце»

17
(65)

Творческий
путь:
«Грядущих
перспектив»
«роману о дьяволе»

18
(66)

19
(67)

от Комбинированный
к

Свободная работа с текстом
художественного
стиля,
понимание
его
специфики.
Владение
навыками
создания
собственного текста

навыками
создания
собственного текста

Устный
ответ

Устный
ответ

Знать историю создания и Свободная работа с тек- Устный
художественного ответ
смысл названия произведения. стом
стиля,
понимание
его
специфики.
Владение
навыками
создания
собственного текста

Жанровая и композиционная Комбинированный
структура
«Мастера
и
Маргариты»: роман-миф и три
сюжета

Знать историю создания и Свободная работа с тек- Опорная
художественного схема
смысл названия произведения. стом

Роман
Мастера:
проблема Комбинированный
добра, предательства, трусости,
верности.

Уметь
осмыслить
определить

стиля,
понимание
его
специфики.
Владение
навыками
создания
собственного текста

тему, Владение навыками

Создания собственного
ее границы, полно раскрыть, текста
и
его
правильно оформить текст редактирования

Устный
ответ

своего сообщения
Булгаковская
Москва: Комбинированный
конкретное и условное. Воланд
как провокатор и чудесный
помощник.
Направленность
сатиры

Уметь видеть в процессе Поиск
нужной Устный
анализа эпизодов, какой смысл информации
по ответ
вкладывает автор
заданной
теме
в
источниках

21
(69)

Роман о любви и творчестве: Комбинированный
биографическое
и
метафизическое.

Уметь выявлять проблему Свободная работа с тек- Устный
личного и авторского в романе стом художественного ответ
стиля, понимание его
специфики.

22
(70)

Смысл финала. Свет и покой в Комбинированный
романе.
Наказание
и
безнаказанность

Уметь выявлять
финала романа

23
(71)

РР Сочинение по творчеству РР
М.А. Булгакова.

20
(68)

Различного типа.

проблему Свободная работа с тек- Устный
стом
художественного
стиля,
понимание
его
специфики. Владение навыками
создания
собственного текста

ответ

сочинение

М.И.Цветаева - 3 часа
24
(72)

Быт и бытие М.Цветаевой

Проблемная
лекция

Уметь раскрывать проблему Свободная работа с тек- Устный
художественного ответ
истинных и ценностей в стом
стиля,
понимание
его
поэзии М.Цветаевой
специфики. Владение навыками
создания
собственного текста

25
(73)

Лирическая
М.Цветаевой.
М.Цветаевой

героиня Комбинированный
Поэтика

нужной Наизусть по
Знать особенности лирической Поиск
информации
по
заданной
героини.
выбору
теме в источниках различного типа

26
(74)

Поздняя цветаевская лирика

Комбинированный

Уметь определять жанровое
своеобразие,
основной
конфликт
(внешний,
внутренний) поздней лирики
поэтессы

Свободная
работа
с
текстом ху-дожественногс
стиля,
понимание
его
специфики,

Проанализи
ровать стих.
по выбору

Б.Л.Пастернак - 4 часа
27
(75)

28
(76)

Поэт и время: личность и Проблемная
судьба Б.Пастернака
лекция

Знать о личности и судьбе
Б.Пастернака, его творчестве,
эстетических и этических
принципах, глубоком психологизме его произведений.

Владение
навыками
создания
собственного
текста
и
его
редактирования

Устный
ответ

Мотивы любви и природы в Комбинированный
лирике Б.Пастернака

Уметь видеть в процессе
анализа эпизодов, какой смысл
вкладывает поэт в лирические
образы

Свободная

Составить
таблицу

(77)

«Во всем мне хочется дойти до Комбинированный
самой сути» - тема поэта и
поэзии в лирике Пастернака.
Тема Родины.

30
(78)

Вн.чт.«Вариант книги Бытия»: ВЧ
роман «Доктор Живаго»

29

Знать содержание

работа
с
текстами
и
дополнительной литературой.
Владение монологической и
диалогической речью
Свободная работа с текстами
и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической и диалогической речью

Анализ
текста

Свободная работа с текстами и дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Устный
ответ

IV четверть –24 часа
Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1980 гг.- 23 часа
1
(79)

Вн.чт. Литература и война: ВЧ
музы и пушки Р/К Симонов на

Знать основные темы и Свободная
проблемы русской литературы текстами

работа

дополнительной

с
и

Устный

Севере

Владение ответ
в период ВОв.: тема свободы, литературой.
монологической
и
духовно-нравственных
исканий
человека, диалогической речью
нравственного идеала , силы
духа советского человека

2
(80)

Литература и власть: время Проблемная
кнута и пряника
лекция

Знать основные темы и
проблемы русской литературы
в период ВОв.: тема свободы,
духовно-нравственных
исканий
человека,
нравственного идеала , силы
духа советского человека

Свободная

3
(81)

Поэзия шестидесятников: «поэт Проблемная
в России больше, чем поэт»
ция

лек- Знать основные темы и
проблемы русской литературы
в 60-80 гг.: тема свободы,
духовно-нравственных
исканий
человека,
нравственного идеала в период
застоя

Свободная

4
(82)

Литература 1960-1980 гг: образ Проблемная
меняющегося времени
ция

лек- Знать основные темы и
проблемы русской литературы
в 60-80 гг.: тема свободы,
духовно-нравственных
исканий
человека,
нравственного идеала в период
застоя

Свободная

работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Устный
ответ

Устный
ответ

Устный
ответ

А.Т.Твардовский - 3часа
5
(83)

Личное и общественное в Комбинированный
судьбе
и
творчестве
А.Твардовского

Знать: страницы жизни и Владение
навыками таблица
творчества
А.Твардовского, создания собственного
его военный период
текста
и
его
редактирования

6
(84)

«Бой идет не ради славы, ради Комбинированный
жизни на земле»: великое и
смешное
в
поэтической
летописи войны

7
(85)

Совесть и память в творчестве РР
и жизни А.Твардовского.
РР Сочинение по
произведениям о Великой
Отечественной войне

Владение
навыками Наизусть
создания собственного
текста
и
его
редактирования
Знать о личности и судьбе
А.Твардовского,
его
творчестве, эстетических и
этических
принципах,
глубоком патриотизме его
произведений.

Свободная
работа
с
текстами
и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

сочинение

А.И.Солженицын - 4 часов
8
(86)

Иметь мужество видеть – Проблемная
жизнь и творчество А. И. лекция
Солженицына.
Особенности
художественной
манеры
писателя.
Философия
«Крохоток»

Знать: уникальность жизни и Свободная работа с текстами и Устны
творчества А.Солженицына
дополнительной
литературой. й ответ
Владение
монологической
и
диалогической речью

9
(87)

Рассказ «Один день Ивана Комбинированный
Денисовича».
Особенный
герой: Иван Денисович или
«Щ-854»?

Знать основные темы и Владение навыками
проблемы
произведений собственного
текста
писателя.:
тема
духовной редактирования
свободы,
нравственной
чистоты

10
(88)

«Жить не по лжи!» (по рассказу Комбинированный
«Матренин двор»)

Знать основные темы и
проблемы
произведений
писателя.:
тема
духовной
свободы,
нравственной
чистоты

11
(89)

Книга-свидетельство:
«Архипелаг ГУЛАГ».

Знать основные темы и Владение навыками
проблемы
произведений собственного
текста
писателя.:
тема
духовной

Комбинированный

создания Анализ
и
его текста

Свободная работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Устны
й ответ

создания Устны
и
его й ответ

Р/К ГУЛАГ на Севере

свободы,
чистоты

нравственной редактирования

В.М.Шукшин - 3 часа
12
(90)

Жизнь и творческий путь Проблемная
В.Шукшина-актера, режиссера ция
и писателя

13
(91)

«Чудики»
В.Шукшина

14
(92)

«Крепкие мужики» и «блудные РР
сыновья» родной земли.

и

лек-

философы Комбинированный

Итоговая к/р
Сочинение
по
творчеству
писателей-деревенщиков.

Знать о личности и судьбе
В.Шукшина,
его
творчестве,
эстетических
и
этических
принципах, глубоком психологизме его произведений.

Владение навыками
собственного
текста
редактирования

создания Устны
и
его й ответ

Знать о личности и судьбе
В.Шукшина, его творчестве,
эстетических и этических
принципах, глубоком психологизме
его
произведений,
героях-чудаках

Свободная работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Устны
й ответ

Знать о личности и судьбе
В.Шукшина, его творчестве,
эстетических и этических
принципах, глубоком психологизме
его
произведений,
героях-чудаках

Свободная работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Сочине
ние

Свободная работа с текстами и
дополнительной литературой.
Владение монологической и
диалогической речью

Устны
й ответ

Н.М.Рубцов - 2 часа
15
(93)

Проза жизни и чудо поэзии Проблемная
Н.Рубцова Р/К Рубцов – ция
северный поэт

лек-

Знать о личности и судьбе
Н.Рубцове, его творчестве,
эстетических и этических
принципах

16
(94)

«Но я у Тютчева и Фета Комбинированный
проверю искреннее слово»
Учителя и предтечи Н.Рубцова

Знать о личности и судьбе
н.Рубцове, его творчестве,
эстетических и этических
принципах

Свободная работа с текстами и
дополнительной литературой.
Владение монологической и
диалогической речью

Наизуст
ь

В.В.Высоцкий - 2 часа
17
(95)

«Я не люблю…»: катехизис Проблемная
поэта, певца и гражданина
ция

лек-

Знать о личности и судьбе В. Свободная
Высоцкого, его творчестве,
с
эстетических и этических работа
дополнительной
принципах
Владение монологической
речью

18
(96)

РР «Высоцкий- «Шансонье РР
всея Руси» Р/К Бардовская
песня. Визбор и Север

и

Проана
лизиров
текстами
и ать
литературой. стих.
диалогической

Знать о личности и судьбе В. Использование
Анализ
Высоцкого, его творчестве,
стихов
ресурсов
и
эстетических и этических мультимедийных
компьютерных технологий для
принципах
систематизации информации

И.А.Бродский - 2 часа
19
(97)

«Ни страны, ни погоста»: от Проблемная
Васильевского
острова
до ция
острова Мертвых Р/К Бродский
в северной ссылке

лек-

20
(98)

Пространство
языка
– Комбинированный
пространство свободы в лирике
И.Бродского

Знать о личности и судьбе и. Свободная работа с текстами и Устны
литературой. й ответ
Бродском., его творчестве, дополнительной
монологической
и
эстетических и этических Владение
диалогической
речью
принципах

Знать о личности и судьбе и. Свободная работа с текстами и наизуст
литературой. ь
Бродском., его творчестве, дополнительной
Владение
монологической
и
эстетических и этических

принципах

диалогической речью

С.Довлатов – 1 час
21
(99)

С.Довлатов. Рассказы из книги Комбинированный
«Чемодан»

Знать о личности и судьбе
Фадеева
его
творчестве,
эстетических и этических
принципах

Свободная работа с текстами и
дополнительной
литературой.
Владение
монологической
и
диалогической речью

Устны
й ответ

А.В.Вампилов - 2 часа
22
(100)

23
(101)

Драматург Вампилов: трагедии Комбинированный
и анекдоты

Знать о личности и судьбе и. Свободная работа с текстами и Устны
литературой. й ответ
Бродском., его творчестве, дополнительной
Владение
монологической
и
эстетических и этических
диалогической
речью
принципах

Люди - не ангелы: вечные темы Комбинированный
в «Провинциальных анекдотах»

Знать:
особенность Свободная работа с текстами и
вампиловского творчества. Его дополнительной литературой.
Владение монологической и
«театра»

Устны
й ответ

диалогической речью

Литературная ситуация рубежа 20-21 вв. – 1 час
24
(102)

Вн.чт. Неоконченные споры. ВЧ
«Писатель-Книга-Читатель»
Р/К Современные
писатели и поэты

северные

Знать: основные принципы Использование
Устны
триединства: писатель-книгай ответ
мультимедийных
ресурсов
и
читатель
компьютерных технологий для
систематизации информации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».