МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования Верхнетоемского муниципального округа МБОУ "Нижнетоемская СОШ" Утверждено Согласовано Заместитель директора по УВР ________________/Назарьина Т.И./ ДиректорМБОУ «Нижнетоемская СОШ» _______________/Порывкина Е.А./ Протокол МС № 1от 5 сентября_ 2023г Приказ № 45от 5 сентября 2023г Адаптированная рабочая программа по учебному предмету чтение для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс на 2023/2024 учебный год д.Бурцевская 2023год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»; приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 2 примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Цели и задачи образования Обучение грамоте в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Эффективность дальнейшего обучения обучающихся всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Поэтому чтение и развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Целью уроков чтения в младших классах является: обучение обучающихся чтению доступного пониманию текста вслух и про себя, осмысленному восприятию прочитанного. Основные задачи Осознавать значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формировать и развивать технику чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формировать коммуникативные навыки в процессе чтения литературных произведений. Основные направления коррекционной работы: развивать зрительное восприятие и узнавание; обогащение словаря; развивать мелкую моторику рук; развивать пространственные представления и ориентации; развивать основные мыслительные операции: умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать познавательную деятельность; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 3 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ: Добукварный период. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Ведется работа по формированию правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи; совершенствование произносительной стороны речи осуществляется через артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко - буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию 4 иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. Место учебного предмета, курса в учебном плане Образовательная область: язык и речевая практика Предмет «Чтение» Согласно учебного плана МБОУ «Нижнетоемская СОШ», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год. Планируемые результаты Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания. Личностные положительное отношение к школе, к урокам русского языка; проявление интерес к языковой и речевой деятельности; расширение представлений о многообразии окружающего мира; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях); с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю); под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; слушать собеседника и понимать речь других; 5 оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); принимать участие в диалоге; принимать участие в работе парами и группами; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные: иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей; различать и узнавать звуки окружающей действительности; дифференцировать неречевые и речевые звуки; иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя; классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет; понимать и показывать пространственное расположение фигур; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.); слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова); различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; различать слово и предложение, слово и слог; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; осознавать слово как единство звучания и значения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из данных слов; составлять предложения по схеме; читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; 6 ориентироваться на альбомном и тетрадном листе. АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ. Уровни овладения предметными результатами Достаточный уровень читать текст после предварительного анализа; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; читать текст вслух; выделять главных действующих героев с помощью учителя; читать небольшие диалоги по ролям (после предварительного разбора) с помощью учителя; выразительно читать наизусть 2-3 стихотворения. Минимальный уровень осознанно читать текст вслух по слогам; пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя; участвовать в коллективной работе с помощью учителя; выразительно читать наизусть 2-3 коротких стихотворения. Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами Достаточный уровень. Обучающиеся в ходе обучения испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Скорость чтения в норме, или чуть выше нормы. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Минимальный уровень. Обучающиеся с трудом овладевают навыками чтения, скорость чтения ниже нормы. Читают по слогам, при чтении допускают большое количество ошибок, не соблюдают смысловые паузы. Отвечают на вопросы и пересказывают содержание прочитанного с помощью учителя; при чтении наизусть не знают большей части текста, читают невыразительно. Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). 7 Содержание учебного предмета Добукварный период Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д. Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др. Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (Ира, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два 8 Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков обучающихся). Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине. Развитие моторных умений Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе 9 бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. Букварный период (чтение и письмо) 1-й этап Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой. Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. 2-й этап Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков. 10 Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения обучающимся. Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя. 3-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков. Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме. Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др. Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов. Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной 11 иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. Тематическое планирование Раздел и темы учебного предмета, курса Раздел 1. Добукварный период Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова), звук). Развитие зрительного и пространственного восприятия. Развитие моторных умений. Раздел 2. Букварный период 1 этап. Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. 2 этап. Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. 3 этап. Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Итого Количество часов Виды учебной деятельност лабораторные работы, практические задания, э формы занятий, используем 25 ч Формы занятий: --индивидуальная. Виды учебной деятельност -работа с учебником; -работа с раздаточным мате -выполнение заданий по кла 74 ч Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельност -работа с учебником; -дополнительной литератур -работа с раздаточным мате -выполнение заданий по кла 99 ч Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Требования к материально-техническим условиям Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Технические средства обучения Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Учебные пособия: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. 12 Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с. и 111 с. Учебно-практическое оборудование: касса букв и слогов; раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела); наборы предметных и сюжетных картинок; карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.); слоговые таблицы; дидактические игры; образцы написания букв; мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты; конструктор. Временной режим образования обучающихся Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года. Оценочные материалы Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки 13 сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Оценка предметных результатов Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты. В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный). 14 Контроль и учет предметных достижений обучающихся № п/п № урока Дата проведения план Промежуточная аттестация. Периодический (тематический) контроль. факт 4 четверть 1. 89. 30.04 Административный контроль. Проверка техники чтения. Чтение текста «Чучело». Итого: 1 ч Календарно - тематическое планирование «Чтение» (3 часа в неделю, всего 99 часов) № урока Дата проведения план 1 2 03.09 04.09 Тема урока Цели урока Тип урока Метод и прие факт 1 четверть – 27 ч Добукварный период (25 ч.) Выявление Познакомить обучающихся с Вводн представлений о классом и школой, с режимом дня. ый празднике школы урок 1 сентября. Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка ряба» с использованием элементов драматизации. Формирование умения определять источник звука на слух и умение слушать. Систематизировать знания о сказке с использованием элементов драматизации. Урок изучен ия новых знаний 15 Беседа с оп иллюстрацию составление дорисовыван картинки по и пун линиям. Беседа по пересказ с опорой иллюстрации дорисовыван рисунка трафарету. 3. 4 5 6 7 8 9 10 07.09 10.09 11.09 14.09 17.09 18.09 21.09 24.09 Звуки вокруг нас. Формирование речевых навыков. Комби Сказка Развитие слухового восприятия и нирова «Колобок». речевого слуха нный Имитация беседа-расск сказки, рисо трафарету. Выявление представлений о цвете предметов. Знакомство с понятием «слово» и его условнографическим изображением. Условнографическая фиксация слова с последующим его «чтением». Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условнографическая фиксация с последующим «чтением». «Чтение» условнографической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет «Теремок». Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии». Знакомство с понятием «предложение» и его условнографическим изображением. Составление предложений с последующим чтением их в условно- Познакомить обучающихся с Комби понятием слово (способствовать нирова усвоению термина слово) и его нный условно-графическим изображением. Работа с уч обводка геометричес фигур по ш трафарету. Формирование понятия «слово» с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку. Урок изучен ия новых знаний Формирование понятия слова с его Комби условно-графическим нирова изображением с последующим нный «чтением» в разбивку и по порядку. Формирование понятия слова с его Комби условно-графическим нирова изображением с последующим нный «чтением» в разбивку и по порядку. Работа с уч обводка по или трафарет Формирование понятия слова с его Комби условно-графическим нирова изображением с последующим нный «чтением» в разбивку и по порядку. Работа с уч обводка по или трафарет Ознакомление с предметами окружающей действительности. Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха Формирование понятия «предложение» с его условнографическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку. Комби нирова нный Работа с уч обводка по или трафарет Урок изучен ия новых знаний Работа с уч обводка по или тр Работа с графическим схемами. 16 Работа с уч обводка по или трафарет Работа с уч обводка по или трафарет графической записи. 11 12 13 14 15 16 17. 18 25.09 28.09 01.10 02.10 05.10 08.10 09.10 12.10 Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию. Знакомство с делением предложений, состоящего из 2-3 слов, на слова, его условнографическое изображение и «чтение». Составление предложений из 2-3 слов, их условнографическое изображение и «чтение». «Дежурство в классе». «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Деление слов на слоги, «чтение» слов слитно и по слогам. Ознакомление с предметами Комби окружающей действительности. нирова Формирование речевых навыков. нный Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Выделение звука (А) в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова. Выделение звука (У) в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова. Выделение звука (О) в начале слова, фиксация его условнографическим Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением. Урок изучен ия новых знаний Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением. Комби нирова нный урок Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим Комби нирова нный урок Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Формирование представлений о Комби предложении, способствовать нирова развитию речи обучающихся, нный развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении. Формирование представлений о предложении, способствовать развитию речи обучающихся, развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении. Ознакомление с предметами окружающей действительности. Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Работа с уч обводка по или тр Работа с графическим схемами. Работа с уч обводка по или тр Работа с графическим схемами. Комби нирова нный Работа с уч обводка по или тр Работа с графическим схемами. Комби нирова нный урок Работа с Работа с графическим схемами. Познакомить обучающихся с Урок представлением о слоге, слове, изучен предложении. ия новых знаний Работа с уч обводка по или тр Работа с графическим схемами. Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически. 17 изображением схеме слова. 19 20 21 22 23 24 25 15.10 16.10 19.10 22.10 23.10 26.10 29.10 26 30.10 27 02.11 в изображением. Выделение звука (М) в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова. Выделение звука (С) в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова. Выделение звука (Н) в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова. Дифференциация и условнографическая запись слов, сходных по звучанию. Составление предложений из 2-3 слов по Сказке «Заячья избушка», их условнографическая запись. Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением. Комби нирова нный урок Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением. Комби нирова нный урок Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением. Комби нирова нный урок Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Формировать умения различать Урок сходных по звучанию слов и уметь изучен их условно-графически записать. ия новых знаний Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Формирование представлений о предложении, способствовать развитию речи обучающихся, развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении. Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Комби нирова нный Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Комби нирова нный Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. Учить выполнять рисунки, сходных Комби по конфигурации с элементами нирова печатных и письменных букв, в нный пределах строки тетради. Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Работа с уч Выделение слове. Обозначение графически Букварный период (74 ч.) Изучение звука и Учить выделять и четко буквы Аа. произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Изучение звука и Учить выделять и четко буквы Уу. произносить звук в слове Развитие Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен Выделение слове. 18 слухового восприятия и речевого ия слуха. Развитие зрительного новых восприятия. знаний Обозначение графически 2 четверть – 21 ч 28 11.11 Чтение звукоподражатель ных слогов Ау, Уа Звук и буква Мм. 29 30 31 32 33 34 35 36 13.11 16.11 19.11 20.11 23.11 26.11 27.11 30.11 Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой М (ам, ум). Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Оо. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Составление и Учить читать слоги с протяжным чтение обратных произношением. Развитие и прямых слогов с слухового восприятия и речевого буквами Аа, Уу, слуха. Развитие зрительного Мм, ОО. восприятия. Звук и буква Хх. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Составление и Формирование речевых навыков. чтение обратных Формирование фонематического и прямых слогов с восприятия и речевого слуха. буквами Аа, Уу, Развитие зрительного восприятия. Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Сс. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного Комби нирова нный урок Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Выделение слове. Обозначение графически Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен ия новых Сравнение звуков 19 Работа с кни Работа с кни Выделение слове. Обозначение графически 37 38 39 40 41 42 43 44 03.12 04.12 07.12 10.12 11.12 14.12 17.12 18.12 Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Нн. восприятия. знаний Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Комби нирова нный урок Работа с кни Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Урок изучен ия новых знаний Урок изучен ия новых знаний Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Словесные. Наглядные. Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Словесные. Наглядные. Работа с кни Комби нирова нный урок Работа иллюстрация Работа с касс Дифференциация звуков (М) и (Н). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Ыы. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слогов, Учить выделять и четко слов и произносить звук в слове Развитие предложений с слухового восприятия и речевого изученными слуха. Развитие зрительного буквами. восприятия. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Лл. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слогов, Учить выделять и четко слов и произносить звук в слове Развитие предложений с слухового восприятия и речевого изученными слуха. Развитие зрительного буквами. восприятия. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Вв. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. 20 Работа с кни Дифференци Чтение по подобию Дифференци звуков и Упражнения 45 46 47 48 49 50 51 52 53 21.12 24.12 25.12 28.12 11.01 14.01 15.01 18.01 21.01 Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Ии. Учить плавно читать по слогам Комби слова, предложения, текст. Учить нирова отвечать на вопросы по нный содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Работа с кас и слогов, С иллюстрац предложенно Работа с кни Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Урок изучен ия новых знаний Урок изучен ия новых знаний Работа с Работа с касс Урок изучен ия новых знаний Работа с к кассой б слоговыми таблицами Урок изучен ия новых знаний Закреп ления Работа с к иллюстрация Чтение по таблице Дифференциация звуков (Ы (и (И). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Шш. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. 3 четверть – 29 ч. Составление, Учить плавно читать по слогам чтение слогов, слова, предложения, текст. Учить слов, отвечать на вопросы по предложений с содержанию прочитанного с буквой Шш. опорой на иллюстрации текста. Дифференциация Учить выделять и четко звуков (С) и (Ш). произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Практические Обобщить и закрепить умения упражнения в читать слова со слогом ШИ. чтении слов со слогом ШИ. Чтение слогов, Формирование умения чётко слов и читать слоги, слова, предложения предложений с из усвоенных слоговых структур. изученными буквами. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Пп. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Работа с к кассой б слоговыми таблицами Работа с касс Комби нирова нный Комби нирова нный Урок изучен ия новых знаний 21 Работа с кас и иллюстрац 54 55 56 57 58 59 60 61 62 22.01 25.01 28.01 29.01 01.02 04.02 05.02 08.02 11.02 Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Тт. Учить плавно читать по слогам Комби слова, предложения, текст. Учить нирова отвечать на вопросы по нный содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слогов, Учить плавно читать по слогам слов и слова, предложения, текст. Учить предложений с отвечать на вопросы по изученными содержанию прочитанного с буквами. опорой на иллюстрации текста. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Кк. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слогов, Учить плавно читать по слогам слов и слова, предложения, текст. предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. Звук и буква Зз. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация Учить читать слова с протяжным звуков (З) и (С). произношением. Развитие Чтение слогов, слухового восприятия и речевого слов и слуха. Развитие зрительного предложений с восприятия. Анализировать слова изученными по звуковому составу. буквами. Звук и буква Рр. Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Дифференциация Учить читать слова с протяжным звуков (Р) и (Л). произношением. Развитие Чтение слогов, слухового восприятия и речевого слов и слуха. Развитие зрительного предложений с восприятия. Анализировать слова Дифференци звуков и бук Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Дифференци звуков и бук Комби нирова нный урок Беседа. Работа с кни Дид. игра Комби нирова нный урок Работа с кни Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Выделение з слове. Обозначение графически Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Выделение з слове. Обозначение графически 22 Работа с кас и иллюстрац Работа с кни Работа с кни изученными буквами. Звук и буква Й. 63 64 65 66 67 68 69 70 71 12.02 22.02 25.02 26.02 01.03 04.03 05.03 11.03 12.03 по звуковому составу. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Дифференциация звуков (И) и (Й). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Жж. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация Учить читать слова с протяжным звуков (Ж) и (Ш). произношением. Развитие Чтение слогов, слухового восприятия и речевого слов и слуха. Развитие зрительного предложений с восприятия. Анализировать слова изученными по звуковому составу. буквами. Звук и буква Бб. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация Учить читать слова с протяжным звуков (Б) и (П). произношением. Развитие Чтение слогов, слухового восприятия и речевого слов и слуха. Развитие зрительного предложений с восприятия. Анализировать слова изученными по звуковому составу. буквами. Звук и буква Дд. Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Дифференциация Учить читать слова с протяжным звуков (Д) и (Т). произношением. Развитие Чтение слогов, слухового восприятия и речевого слов и слуха. Развитие зрительного предложений с восприятия. Анализировать слова изученными по звуковому составу. буквами. Чтение текста с Учить плавно читать по слогам изученными слова, предложения, текст. Учить слоговыми отвечать на вопросы по структурами. содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Выделение з слове. Обозначение графически Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Выделение з слове. Обозначение графически Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Дифференци звуков и бук Урок изучен ия новых знаний Выделение з слове. Обозначение графически Комби нирова нный урок Работа с кни Комби нирова нный урок Выделение з слове. Обозначение графически 23 Работа с кни Работа с кни Работа с кни Звук и буква Гг. 72 73 74 75 76 77 78 15.03 18.03 19.03 22.03 24.03 25.03 05.04 79 08.04 80 09.04 Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация звуков (Г) и (К). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Буква Ь. Учить читать слова с мягкими согласными на конце слова. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слов с Ь Учить читать слова с мягкими согласными в середине слова. Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Чтение слов со Учить плавно читать по слогам стечением слова, предложения, текст. Учить согласных. отвечать на вопросы по Закрепление содержанию прочитанного с пройденного опорой на иллюстрации текста. материала. Техника чтения. Звук и буква Ее. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. 4 четверть – 22 ч. Закрепление Учить выделять и четко пройденного произносить звук в слове. Развитие материала. Чтение слухового восприятия и речевого изученных слуха. Развитие зрительного слоговых восприятия. Анализировать слова структур. по звуковому составу. Звук и буква Яя. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Закрепление Учить читать слова с протяжным пройденного произношением. Развитие материала. Чтение слухового восприятия и речевого изученных слуха. Развитие зрительного слоговых восприятия. Анализировать слова структур. по звуковому составу. Дифференциация А и Я. Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с касс и иллюстрац Урок изучен ия новых знаний Урок изучен ия новых знаний Словесные. Наглядные. Работа с кни Комби нирова нный урок Выделение слове. Обозначение графически Урок изучен ия новых знаний Работа с кас иллюстрация Комби нирова нный урок Работа иллюстрация Работа с касс Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с кас и слогов, с иллюстрац предложенно Работа с кни Беседа. Работа с кни 24 Дифференци звуков и бук Дифференци звуков и бук Упражнения Звук и буква Юю. 81 12.04 82 15.04 83 84 85 86 87 88 89 16.04 19.04 22.04 23.04 26.04 29.04 30.04 Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Закрепление Учить дифференцировать звук в пройденного слове Развитие слухового материала. Чтение восприятия и речевого слуха. изученных Развитие зрительного восприятия. слоговых структур. Дифференциация У и Ю. Звук и буква Ёё. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Закрепление Учить выделять и четко пройденного произносить звук в слове Развитие материала. Чтение слухового восприятия и речевого изученных слуха. Развитие зрительного слоговых восприятия. структур. Звук и буква Чч. Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ЧА и ЧУ. Звук и буква Фф. Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Закрепление Учить выделять и четко пройденного произносить звук в слове Развитие материала. Чтение слухового восприятия и речевого изученных слуха. Развитие зрительного слоговых восприятия. структур. Дифференциация В и Ф. Административны Получение объективной и й контроль. достоверной информации о Проверка техники состоянии образования в школе для чтения. контроля уровня Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с кас и слогов, с иллюстрац предложенно Работа с кни Работа с к кассой б слоговыми таблицами Урок изучен ия новых знаний Урок изучен ия новых знаний Работа с Работа с касс Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с к иллюстрация Чтение по таблице Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с Работа с касс Урок провер ки знаний Работа с кни Сравнение таблиц. Пересказ 25 Работа с Работа с касс Пересказ Беседа. Работа с кни Работа с Работа с касс Чтение текста сформированности «Чучело». навыков. Звук и буква Цц. 90 91 92 06.05 07.07 13.05 93 14.05 94 17.05 95 20.05 96 21.05 97 24.05 98 27.05 учебных Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Закрепление Учить выделять и четко пройденного произносить звук в слове Развитие материала. Чтение слухового восприятия и речевого изученных слуха. Развитие зрительного слоговых восприятия. структур. Дифференциация С и Ц. Закрепление Обобщить и закрепить выделять и пройденного четко произносить звук в слове материала. Чтение Развитие слухового восприятия и изученных речевого слуха. Развитие слоговых зрительного восприятия. структур. Звук и буква Ээ. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Закрепление Обобщить и закрепить выделять и пройденного четко произносить звук в слове материала. Чтение Развитие слухового восприятия и изученных речевого слуха. Развитие слоговых зрительного восприятия. структур. Звук и буква Щщ. Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Закрепление Обобщить и закрепить выделять и пройденного четко произносить звук в слове материала. Чтение Развитие слухового восприятия и изученных букв, речевого слуха. Развитие слогов, слов. зрительного восприятия. Практические упражнения в чтении слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Буква Ъ. Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. Чтение и Формировать умения дифференциация дифференцировать слова с Ь и Ъ слов с Ь и Ъ знаками. Развитие зрительного знаками. восприятия. Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с Работа с касс Работа с Работа с касс Комби нирова нный урок Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с Работа с касс Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с Работа с касс Урок изучен ия новых знаний Комби нирова нный урок Работа с Работа с касс 26 99 28.05 Закрепление пройденного Чтение текстов. Учить читать слова с протяжным Урок произношением. Развитие повтор зрительного восприятия. ения Список литературы Основная: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с. Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 111 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 27 Работа с кни