Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью(интелектуальными нарушениями) 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

Утверждено

Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________/Назарьина Т.И./

ДиректорМБОУ «Нижнетоемская СОШ»
_______________/Порывкина Е.А./

Протокол МС № 1от 5 сентября_ 2023г

Приказ № 45от 5 сентября 2023г

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
1 класс
на 2023/2024 учебный год

д.Бурцевская 2023год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015
г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1015»;
 приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»,
 приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. №
632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования сформированный
приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 примерной адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
2

22 декабря 2015 г. № 4/15);
 письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016
г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 №
07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Цели и задачи образования
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Целью уроков русского языка в младших классах является: создание
условий, для расширения речевой базы обучающихся, для подготовки их к
осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом
в младших классах, формирование умений пользоваться им в речи.
Основные задачи:
 обогащать представления об окружающей действительности для
овладения языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
 формировать первоначальные «дограмматические» понятия и
развивать коммуникативно-речевые навыки;
 создавать условия для овладения различными доступными
средствами устной и письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
 формировать
основы
навыков
полноценного
чтения
художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
 развивать навыки устной коммуникации;
 формировать положительные нравственные качества и свойства
личности.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 обогащение словаря;
 развивать мелкую моторику рук;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие
основных
мыслительных
операций:
умения
анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 развитие познавательной деятельности
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
3

Русский
язык
носит
практическую
и
коррекционную
направленность. Практическая и коррекционная направленность обучения
языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно –
практический и развивающий характер. Все знания обучающихся,
получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и
речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении
происходит
развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. В образовании детей с ОВЗ
особое значение придается развитию их жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение
знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в
обыденной жизни. В большей степени уделяется внимание развитию
коммуникативной, языковой, культуроведческой, информационной
компетенциям. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают
развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих
добукварному и букварному периодам.
При составлении программы использованы учебники, входящие в
Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных
Министерством образования и науки РФ:
Добукварный период. Основные задачи добукварного периода:
 подготовить обучающихся к овладению первоначальными
навыками чтения и письма;
 привить интерес к обучению; выявить особенности общего и
речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей
общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а
также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется
звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и
письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые
структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
4

(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги
(ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания
при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением
согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы,
составлению слогов и слов поможет использование азбуки и других
игровых технологий.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию
букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов,
слов, предложений опираются на звуко - буквенный анализ,
предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов
из букв разрезной азбуки.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Русский язык». Согласно учебного плана МБОУ
«Нижнетоемская
СОШ»
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья»,
реализующего
адаптированные
общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью, курс по учебному предмету рассчитан
на 3 часа в неделю, 99 часов в год.
Планируемые результаты
Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего
образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком
РФ,
родным
языком
русского
народа,
средством
межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у обучающихся представлений о языке, как основном
средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и
основе национального самосознания.
Личностные:
 положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
 проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
 расширение представлений о многообразии окружающего мира;
 доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
 первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке;
 умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
 совместно с учителем оценивать результаты своих действий и
действий одноклассников;
5

 слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную
задачу;
 ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
 с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые
в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
 под
руководством
учителя
работать
с
информацией,
представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной
информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
 слушать собеседника и понимать речь других;
 оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения
(нескольких предложений);
 принимать участие в диалоге;
 принимать участие в работе парами и группами;
 оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные:
 иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
 различать и узнавать звуки окружающей действительности;
 дифференцировать неречевые и речевые звуки;
 иметь практические умения работать с языковыми единицами
(буква, слово, предложение);
 уметь работать с условно-графическим изображением слова,
предложения;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы),
в словесную форму под руководством учителя;
 классифицировать и объединять заданные слова по значению,
исключать лишний предмет;
 понимать и показывать пространственное расположение фигур;
 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения
(предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи,
фрукты, школьные принадлежности и др.);
 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
 пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
 понимать различие между звуками и буквами;
 устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец
слова);
 различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
 различать слово и слог; определять количество слогов в слове,
делить слова на слоги;
6

 различать слово и предложение, слово и слог;
 определять количество слов в предложении, вычленять слова из
предложения;
 осознавать слово как единство звучания и значения;
 соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
 определять границы предложения, выбирать знак для конца
предложения;
 соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие
этим схемам;
 составлять предложения из данных слов;
 составлять предложения по схеме;
 читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
 ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
 списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова,
простые предложения;
 писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не
расходится с произношением.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень
является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 списывание печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием; запись под диктовку текст (10-15 слов);
 дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название
предметов, действий) с помощью учителя; составление предложений, постановка
знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак); выделение темы текста (о чем идет речь) с помощью
учителя;
 самостоятельная запись 1-2 предложений из составленного текста после его
анализа.

Мини
 деление слов на слоги;
 списывание по слогам и
орфографическим проговари
 запись под диктовку слов и
 дифференциация и подбор
с помощью учителя;
 составление предложений п
учителя.

Содержание учебного предмета
1 класс
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового
анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай
предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука
(«Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание
животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек,
сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
7

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит
свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы»,
«Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение
их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»).
Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на
картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без
ошибок повтори: дом - дым, удочка - уточка, бабушка - бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация
каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация
предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем - из 3) по картинке,
запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической
схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке
мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок)
с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (Ира, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим
изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого
прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, СА - за, да та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями.
Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте»,
«Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе - два
Егорки, потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале
коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] - [н], [б] - [п], [д] - [т],
[с] - [з], [с] - [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова
при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение
звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
8

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий,
желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по
словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов
(лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному
образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х,
С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник,
круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций
из разных фигур (2-3) разного цвета. Составление из геометрических
фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и
т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур:
вверху - внизу, справа - слева. Разложение предмета, составленного из
геометрических фигур, на части: елочка - три треугольника, дом треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в
сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки,
выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки
из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной
характеристике - цвету, форме или величине.

9

Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки:
сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев
в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом,
изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание
коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев.
Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать
ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе
бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных,
наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с
трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять
направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура.
Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами
печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная
прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок
для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива,
полуовал - месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа,
Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов
печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки,
слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной
позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на
картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор
элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и
прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в
словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма,
му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах:
[м] - [н], ма - на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха
и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого
слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с
голоса учителя.
10

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Списывание слов после предварительного анализа и четкого их
протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звукобуквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном
варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с
опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными
согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х]
- [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с
мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и
т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с
твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа
кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое
проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с
иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу
предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в
конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова,
обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей
записью слова в тетрадь.
Самостоятельное составление изученных слогов с последующей
записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее,
Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и
предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по
произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких,
свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу,
ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

11

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур.
Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце
слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв,
слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или
слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после
предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов
с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
Тематическое планирование
Раздел и темы
учебного предмета, курса

Колич
ество
часов

Раздел 1. Добукварный период
 Развитие слухового внимания, фонематического слуха,
звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова), звук).
25 ч
 Развитие зрительного и пространственного восприятия.
 Развитие моторных умений.
Раздел 2. Букварный период
1 этап.
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв,
Ии.
2 этап.
Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд,
74 ч
Гг, ь.
3 этап.

-работа с раздаточным материало
-выполнение заданий по классифи

Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Итого

Виды учебной деятельности (пра
лабораторные работы, творч
практические задания, экскурс
формы занятий, используемые пр
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебная деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материало
-выполнение заданий по классифи
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебная деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;

99 ч

Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
12

образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных
экскурсий, учебных фильмов)
Специальный
учебный
и
дидактический
материал,
отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Учебные пособия:
Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А.
Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. –
239 с.
Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В
2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова.
– М.:
«Просвещение», 2023г. – 112 с.
Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.:
«Просвещение», 2023г. – 111 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Учебно-практическое оборудование:
 касса букв и слогов;
 раздаточный дидактический материал (муляжи предметов,
игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
 наборы предметных и сюжетных картинок;
 карточки для индивидуальной работы (схемы слов,
предложений и т.п.);
 слоговые таблицы;
 дидактические игры;
 образца написания букв;
 мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
 конструктор.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает
описание организации и содержания промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке
подлежат личностные и предметные результаты.

13

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На
основе требований, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны
индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом
психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень
личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки
социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень
параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в
таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки
личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного
развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В
качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать
гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению
учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе
способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не
вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не
подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников,
особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в
следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный),
самостоятельная работа.
На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные
предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как
«верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность
выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или
иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные
результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия /
14

отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой
на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

15

Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№
п/п

№
урока

1.

91.

Дата проведения
план
07.05

Контрольно-оценочная деятельность

факт
Административная контрольная работа за год.
Списывание.
Итого: 1 ч

Календарно - тематическое планирование
«Русский язык» (3 часа в неделю, всего 99 часов)
Дата проведения
№
урока

план

факт

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы
и приемы

1 четверть – 27 ч

Добукварный период (25 ч.)

Выявление
Развитие
зрительных
представлений о пространственных
празднике школы восприятий.
1 сентября. Звуки
вокруг нас.
1

2

и Вводный
урок

03.09

04.09

Различение
неречевых звуков
окружающей
действительности.
Воспроизведение
сказки «Курочка
ряба»
с
использованием
элементов
драматизации.

Формирование
умения
определять источник звука
на слух и умение слушать.
Развитие моторных умений.
Формирование графических
умений.

Урок
изучения
новых
знаний

16

Беседа
с
опорой на
иллюстраци
ю,
составление
рассказа,
дорисовыва
ние
картинки по
образцу
и
пунктирным
линиям.
Беседа
по
сказке,
пересказ
сказки
с
опорой на
иллюстраци
и,
дорисовыва
ние рисунка
по
трафарету.

Звуки вокруг нас. Развитие моторных умений. Комбиниров
Сказка
Формирование графических анный
«Колобок».
умений.
3.

07.09

4

10.09

5

11.09

6

14.09

7

17.09

8

18.09

9

21.09

Имитация
звуков,
беседарассказ
сказки,
рисование
по
трафарету.
Выявление представлений о Комбинирован Работа
с
цвете предмета. Развитие ный
учебником,
моторных
умений.
обводка
Формирование графических
геометричес
умений.
ких фигур
по шаблону
и трафарету.

Выявление
представлений о
цвете предметов.
Знакомство
с
понятием «слово»
и его условнографическим
изображением.
УсловноРазвитие моторных умений. Комбинирован Работа
с
графическая
Формирование графических ный
учебником,
фиксация слова с умений.
обводка по
последующим его
шаблону
«чтением».
или
трафарету.
Подбор слов к Развитие моторных умений. Комбиниров Работа
с
картинке
на Формирование графических анный
учебником,
сюжет
сказки умений.
обводка по
«Три медведя».
шаблону
или
трафарету.
Подбор слов к Развитие моторных умений. Комбиниров Работа
с
картинке
на Формирование графических анный
учебником,
сюжет
сказки умений.
обводка по
«Репка» и их
шаблону
условноили
графическая
трафарету.
фиксация
с
последующим
«чтением».
«Чтение»
Развитие моторных умений. Комбиниров Работа
с
условноФормирование графических анный
учебником,
графической
умений.
обводка по
записи слов по
шаблону
порядку
и
в
или
разбивку
к
трафарету.
картинке
на
сюжет «Теремок».
Знакомство
с Развитие моторных умений. Комбиниров Работа
с
понятием
Формирование графических анный
учебником,
«вертикальные и умений: учить наносить
обводка по
горизонтальные
штрихи и проводить в
шаблону
линии».
разных
направлениях
или
прямые линии.
трафарету.
Рисование
линий.

17

10

11

12

13

14

15

24.09

25.09

28.09

01.10

02.10

05.10

Знакомство
с
понятием
«предложение» и
его
условнографическим
изображением.
Составление
предложений
с
последующим
чтением их в
условнографической
записи.
Составление,
кодирование
и
«чтение»
предложений
с
опорой
на
иллюстрацию.

Развитие моторных умений. Урок
Формирование графических изучения
умений.
новых
знаний

Работа
с
учебником,
обводка по
шаблону
или
трафарету.
Работа
с
условнографически
ми схемами.

Развитие моторных умений. Комбиниров
Формирование графических анный
умений.

Работа
с
учебником,
обводка по
шаблону
или
трафарету.
Работа
с
условнографически
ми схемами.
Работа
с
учебником,
обводка по
шаблону
или
трафарету.
Работа
с
условнографически
ми схемами.
Работа
с
учебником,
обводка по
шаблону
или
трафарету.
Работа
с
условнографически
ми схемами.
Работа
с
книгой.
Работа
с
условнографически
ми схемами.
Работа
с
учебником,
обводка по
шаблону
или
трафарету.

Знакомство
с Развитие моторных умений. Комбиниров
делением
Формирование графических анный
предложений,
умений.
состоящего из 2-3
слов, на слова, его
условнографическое
изображение
и
«чтение».
Составление
предложений
2-3
слов,
условнографическое
изображение
«чтение».

Развитие моторных умений. Комбиниров
из Формирование графических анный
их умений.
и

«Дежурство
в
классе». «Чтение»
зафиксированных
слов, соотнесение
их с конкретными
предметами.
Деление слов на
слоги, «письмо» и
«чтение»
слов
слитно
и
по
слогам.

Ознакомление с предметами
окружающей
действительности. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Развитие моторных умений.
Формирование графических
умений.

Комбиниров
анный

Комбиниров
анный

18

16

17

18

19

20

21

22

08.10

09.10

12.10

15.10

16.10

19.10

22.10

Выделение звука
(А)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.

Формирование
умения
выделять звук в начале слова
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.

Урок
изучения
новых
знаний

Выделение звука
(У)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.

Формирование
умения Комбиниров
выделять звук в начале слова анный
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.

Выделение звука
(О)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.
Выделение звука
(М)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.

Формирование
умения Комбиниров
выделять звук в начале слова анный
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.

Выделение звука
(С)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.
Выделение звука
(Н)
в
начале
слова, фиксация
его
условнографическим
изображением в
схеме слова.
Дифференциация
и
условнографическая
запись
слов,
сходных
по
звучанию.

Формирование
умения Комбиниров
выделять звук в начале слова анный
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.

Формирование
умения Комбиниров
выделять звук в начале слова анный
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.

Формирование
умения Комбиниров
выделять звук в начале слова анный
и фиксировать его в условнографическом изображении.
Развитие моторных умений.
Формировать
умения
различать
сходных
по
написанию слов и уметь их
условно-графически
записать. Развитие моторных
умений.

Урок
изучения
новых
знаний

19

Работа
с
условнографически
ми схемами.
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
.
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
.
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
.
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.

Упражнения

23

24

25

26

27

28

29

30

23.10

26.10

29.10

30.10

02.11

11.11

13.11

16.11

Составление
предложений из
2-3 слов по Сказке
«Заячья избушка»,
их
условнографическая
запись.
Знакомство
с
некоторыми
элементами
рукописных букв.

Развитие моторных умений. Комбиниров
Формирование графических анный
умений.

Контрольная
работа.
Знакомство
с
некоторыми
элементами
рукописных букв.

Учить выполнять рисунки, Комбиниров
сходных по конфигурации с анный
элементами
печатных
и
письменных букв, в пределах
строки тетради.

Учить выполнять рисунки, Комбиниров
сходных по конфигурации с анный
элементами
печатных
и
письменных букв, в пределах
строки тетради.

Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Работа
с
учебником.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Букварный период (74 ч.)
Работа
над Развитие моторных умений. Комбиниров
ошибками.
Формирование графических анный
Письмо строчной умений.
и заглавной буквы
Аа.
Письмо строчной Развитие умения писать
и заглавной буквы строчные
и
прописные
Уу.
буквы. Развитие моторных
умений.
Формирование
графических умений.

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Урок изучения Рассказ.
новых знаний Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

2 четверть – 21 ч
Письмо
Развитие умения списывать с Комбиниров
звукоподражатель печатного и рукописного анный
ных слов Ау, Уа, текстов
прочитанные
и
ау,уа.
разобранные слоги.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Мм.

Письмо открытых
и закрытых слогов
с
изученными
буквами.

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Развитие моторных умений. Комбиниров Рассказ.
Формирование графических анный
Объяснение.
умений.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Учить писать строчные и Комбинирован Рассказ.
прописные буквы. Развитие ный
Объяснение.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.

20

Упражнения

31

32

33

34

35

36

37

38

19.11

20.11

23.11

26.11

27.11

30.11

03.12

04.12

Закрепление
написания
букв
Аа,
Уу,
Мм.
Закрепление
написания
открытых
и
закрытых слогов с
буквами Аа, Уу,
Мм.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Оо.

Письмо обратных
и прямых слогов с
буквами Аа, Уу,
Мм, Оо.

Письмо строчной
и заглавной буквы
Xx.

Закрепление
написания
обратных
и
прямых слогов с
буквами Аа, Уу,
Мм, Оо, Хх.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Cc.

Закрепление
написания
обратных
и
прямых слогов с
изученными
буквами.
Письмо строчной
и
заглавной
буквы Нн.

Учить списывать с печатного Комбиниров
и
рукописного
текстов анный
прочитанные и разобранные
слоги.

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Учить писать строчные и Комбинирован Рассказ.
прописные буквы. Развитие ный
Объяснение.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.
и
рукописного
текстов анный
Объяснение.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.
и
рукописного
текстов анный
Объяснение.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Учить писать строчные и Комбинирован Рассказ.
прописные буквы. Развитие ный
Объяснение.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.
и
рукописного
текстов анный
Объяснение.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания

21

умений.

39

07.12

40

10.12

41

11.12

42

14.12

43

17.12

44

18.12

45

21.12

46

24.12

47

25.12

буквы.
Упражнения

Письмо
Учить писать строчные и Комбинирован Рассказ.
изученных слогов прописные буквы. Развитие ный
Объяснение.
и слов.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить
писать
строчную Урок
Рассказ.
буквы Ы.
букву Ы. Развитие моторных изучения
Объяснение.
умений.
Формирование новых
Показ
графических умений.
знаний
написания
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
изученных слогов и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
и слов.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавно буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Лл.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.
изученных слогов и
рукописного
текстов анный
Объяснение.
и слов.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок изучения Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие новых знаний Объяснение.
Вв.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.
изученных слогов и
рукописного
текстов анный
Объяснение.
и слов.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Ии.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Комбиниров Рассказ.

22

48

49

50

51

52

53

54

28.12

11.01

14.01

15.01

18.01

21.01

22.01

изученных слогов и
рукописного
текстов анный
и слов.
прочитанные и разобранные
слоги и слова. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок изучения
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие новых знаний
Шш.
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
3 четверть – 29 ч.
Письмо
Учить списывать с печатного
изученных слогов и
рукописного
текстов
и слов.
прочитанные и разобранные
слоги и слова. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Письмо
Учить списывать с печатного
изученных слогов и
рукописного
текстов
и слов.
прочитанные и разобранные
Самостоятельная
слоги и слова. Развитие
работа.
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Практические
Учить списывать с печатного
упражнения
в и
рукописного
текстов
написании слов со прочитанные и разобранные
слогом ШИ.
слоги и слова. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Письмо
Учить списывать с печатного
изученных слогов и
рукописного
текстов
и слов.
прочитанные и разобранные
слоги и слова. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие
Пп.
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Письмо
Учить писать под диктовку с
изученных слогов печатного и рукописного
и слов.
текстов
прочитанные
и
разобранные слоги и слова.
Развитие моторных умений.
Формирование графических
умений.

Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Комбиниров
анный

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Комбиниров
анный

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Комбиниров
анный

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Комбиниров
анный

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Урок изучения Рассказ.
новых знаний Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Комбинирован Рассказ.
ный
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

23

55

25.01

56

28.01

57

29.01

58

01.02

59

04.02

60

05.02

61

08.02

62

11.02

63

12.02

Письмо строчной Учить писать строчные и Комбинирован Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие ный
Объяснение.
Тт.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Урок изучения Рассказ.
изученных слогов и
рукописного
текстов новых знаний Объяснение.
и слов.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Комбиниров Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие анный
Объяснение.
Кк.
моторных
умений.
Показ
Формирование графических
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Письмо
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
изученных слогов и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
и слов.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги и слова. Развитие
написания
моторных
умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Зз.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (З) и (С). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные
и
прописные
написания
и слов.
буквы.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Рр.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (Р) и (Л). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и
слов.
буквы.
Самостоятельная
Упражнения
работа.
Письмо строчной Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
буквы Й.
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
прочитанные и разобранные
Показ
слоги, слова и предложения.
написания

24

64

22.02

65

25.02

66

26.02

67

01.03

68

04.03

69

05.03

70

11.03

71

12.03

72

15.03

Развитие моторных умений.
буквы.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (И) и (Й). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и слов.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Жж.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (Ж) и (Ш). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и слов.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Бб.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (Б) и (П). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и слов.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Дд.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (Д) и (Т). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и слов.
буквы.
Упражнения
Контрольная
Учить списывать с печатного Урок проверки
работа:
и
рукописного
текстов знаний
списывание
прочитанные и разобранные
текста
с слоги, слова и предложения.
изученными
слоговыми
структурами.
Работа
над Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
ошибками.
прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Письмо строчной моторных
умений. новых
Показ

25

и заглавной буквы Формирование графических знаний
Гг.
умений.

73

18.03

74

19.03

75

22.03

76

24.03

77.

25.03

78

05.04

79

08.04

80

09.04

написания
буквы.
Упражнения
Дифференциация Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
звуков (Г) и (К). Формирование графических ный
Объяснение.
Письмо
умений.
Учить
писать
Показ
изученных слогов строчные и прописные буквы
написания
и слов.
буквы.
Упражнения
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
буквы Ь.
прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги, слова и предложения.
написания
изученных букв, Развитие моторных умений.
буквы.
слогов, слов.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги, слова и предложения.
написания
изученных букв, Развитие моторных умений.
буквы.
слогов, слов.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Ее.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
4 четверть – 22 ч.
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги, слова и предложения.
написания
изученных букв, Развитие моторных умений.
буквы.
слогов, слов.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Яя.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Закрепление
Развитие моторных умений. Комбинирован Объяснение.
пройденного
Формирование графических ный
Показ
материала.
умений.
Учить
писать
написания
Письмо
строчные и прописные буквы
буквы.
изученных букв,
Упражнения
слогов,
слов.

26

Дифференциация
букв А и Я.

81

12.04

82

15.04

83

16.04

84

19.04

85

22.04

86

23.04

87

26.04

88

29.04

Письмо строчной Учить писать строчные и
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие
Юю.
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Урок
изучения
новых
знаний

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги. Развитие моторных
написания
изученных букв, умений.
Формирование
буквы.
слогов,
слов. графических умений.
Упражнения
Дифференциация
букв У и Ю.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Ёё.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги, слова и предложения.
написания
изученных букв, Развитие моторных умений.
буквы
слогов, слов.
Формирование графических
Упражнения
умений.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Чч.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы.
Упражнения
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован Рассказ.
пройденного
и
рукописного
текстов ный
Объяснение.
материала.
прочитанные и разобранные
Показ
Письмо
слоги, слова и предложения.
написания
изученных букв, Формирование графических
буквы.
слогов,
слов. умений.
Упражнения
Практические
упражнения
в
написании слов с
ЧА и ЧУ.
Письмо строчной Учить писать строчные и Урок
Рассказ.
и заглавной буквы прописные буквы. Развитие изучения
Объяснение.
Фф.
моторных
умений. новых
Показ
Формирование графических знаний
написания
умений.
буквы
Упражнения
Закрепление
Учить списывать с печатного Комбинирован
пройденного
и
рукописного
текстов ный
материала.
прочитанные и разобранные

27

89

90

91

92

93

94

95

30.04

06.05

07.05

13.05

14.05

17.05

20.05

Письмо
изученных букв,
слогов,
слов.
Практические
упражнения
в
написании слов с
ЧА и ЧУ, ЖИ и
ШИ.
Закрепление
пройденного
материала.
Письмо
изученных букв,
слогов,
слов.
Дифференциация
букв В и Ф.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Цц.

слоги, слова и предложения.
Формирование графических
умений.

Административна
я
контрольная
работа за год.
Списывание.
Работа
над
ошибками.
Закрепление
пройденного
материала.
Письмо
изученных букв,
слогов, слов.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Ээ.

Проверить знания и умения Проверка
учащихся по изученному знаний
материалу.
умений

Закрепление
пройденного
материала.
Письмо
изученных букв,
слогов,
слов.
Практические
упражнения
в
написании слов с
ЧА и ЧУ.
Письмо строчной
и заглавной буквы
Щщ.

Учить писать строчные и Комбиниров
прописные буквы. Развитие анный
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Развитие моторных умений. Комбинирован Рассказ.
Формирование графических ный
Объяснение.
умений.
Учить
писать
Показ
строчные и прописные буквы
написания
буквы.
Упражнения
Учить писать строчные и
прописные буквы. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Урок
изучения
новых
знаний

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Контрольно
и е
списывание

Учить писать строчные и Комбиниров
прописные буквы. Развитие анный
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Учить писать строчные и
прописные буквы. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения
Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Учить писать строчные и
прописные буквы. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Урок
изучения
новых
знаний

Урок
изучения
новых
знаний

28

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.

Упражнения

96

97

98

99

21.05

24.05

27.05

28.05

Закрепление
пройденного
материала.
Письмо
изученных букв,
слогов,
слов.
Практические
упражнения
в
написании слов с
ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Письмо строчной
буквы Ъ.

Учить писать строчные и Комбиниров
прописные буквы. Развитие анный
моторных
умений.
Формирование графических
умений.

Учить писать строчные и
прописные буквы. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Написание слов с Учить писать строчные и
Ь и Ъ знаками.
прописные буквы. Развитие
моторных
умений.
Формирование графических
умений.
Закрепление
Учить писать строчные и
пройденного
прописные буквы. Развитие
материала.
моторных
умений.
Письмо
Формирование графических
изученных букв, умений.
слогов, слов.

Урок
изучения
новых
знаний

Рассказ.
Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения

Комбиниров
анный

Урок
повторения

Список литературы
Основная:
Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А.
Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2021г. –
239 с.
Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.
Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. –
112 с.
Ч.2/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.:
«Просвещение», 2023г. – 111 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации.

29

Объяснение.
Показ
написания
буквы.
Упражнения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».