Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

Согласовано

Утверждено

Заместитель директора по УВР
________________/Назарьина Т.И./

ДиректорМБОУ «Нижнетоемская СОШ» ____
Е.А./

Протокол МС № 1от 5 сентября_ 2023г

Приказ № 45от 5 сентября 2023г

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
Мир природы и человека.
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 класс

д.Бурцевская 2023год

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой степенью умственной
отсталости (1 вариант). Программа адресована для обучающихся 1-4 классов специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Основная цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе и получение
новых знаний об основных её элементах;
- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
-формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека,
учить детей бережному отношению к природе;
-расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребёнка соответственно его
возрасту; обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно
формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.

Критерии оценки предметных результатов.
Минимальный уровень:
Знать и называть времена года;
Узнавать называть живые неживые объекты;
Узнавать и называть 3-4 объекта по теме
«Животные»;
Узнавать и называть 3-4 объекта по теме
«Овощи и фрукты»;
Называть
основные
части
тела
человека(голова, руки, ноги, туловище), части
его лица(рот,нос,уши.глаза).

Достаточный уровень:
Знать и называть времена года;
Различать времена года по их основным
признакам;
Уметь различать живые и неживые
объекты;
Узнавать и называть 5-8 объектов по теме
«Животные».
Узнавать и называть 5-8 объекта по теме
«Овощи и фрукты»;
Отличать птиц от других животных;
Называть и показывать основные части
тела
человека(голова,
руки,
ноги,
туловище).

Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.

Сезонные изменения в природе (20 часов)
Погода (дни ясные, солнечные ,пасмурные, идёт дождь, снег). Погода сегодня, вчера.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание,
листопад( различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлёт птиц; в зимние
месяцы: холод, снег ,лёд, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние
месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилёт птиц, распускание почек.
Формируемые умения: наблюдения за изменениями в природе; сравнение объектов,
фактов, явлений; высказываться о погоде по вопросам учителя; участие в беседе; полные
ответы на вопросы.
Неживая природа (10 часов).
Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, облаками,
ветром, землёй в разное время.
Живая природа (20 час).
Растения.
Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений. Знакомство с частями
растений: корень, стебель, листья, цветок. Проращивание семян, наблюдение за
появлением корня, листьев на ветках, поставленных в воду.
Помидор, огурец. Цвет, форма,величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим
признакам. Употребление в пищу. Значение овощей для жизни человека.
Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим
признакам. Употребление в пищу. Значение фруктов для жизни человека. Фиалка,
хлорофитум. Узнавание и называние. Уход.
Животные.
Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности.
Их внешний вид, части тела, повадки. Наблюдение за птицами, их поведением. Звери.
Собака, кошка. Их внешний вид ,части тела, повадки, питание. Взаимодействие с
человеком.
Волк, заяц. Их внешний вид, части тела, повадки, питание.
Птицы. Ворона, воробей. Их внешний вид, части тела, питание. Роль в природе. Помощь
птицам зимой.
Формируемые умения: сравнение овощей и фруктов по признакам, употребление в пищу;
узнавание и называние комнатных растений, уход за ними; узнавание и называние
домашних и диких животных.
Человек (16 часов).
Внешний вид человека(части тела, лица).Гигиенические правила .Семья. Родители- мама
,папа. Ребёнок – сын,( дочь), брат (сестра).
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы.
Ежедневные наблдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, е цветочной клумбе, в парк или лес
для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и
насекомых.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, классно – урочная.
Методы: словесные(беседа, рассказ, аудиозаписи), наглядные
иллюстрация), экскурсии, продуктивные, репродуктивные, проблемное.

(демонстрация,

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебным планом на изучение предмета « Мир природы и человека». отводится в 1-4
классах 168 часов: в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю,33 учебные недели); во 2-4 классах
по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).Часы отводятся за счёт обязательной части
учебного плана.
Результаты освоения учебного предмета (БУДЫ).
Личностные учебные действия:
Осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы. Обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Целостный ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе(учитель – ученик, ученик – класс, учитель –
класс);
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителями;
Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из –за парты и т.д.)
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недостатков.
Познавательные учебные действия:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых
слов.
название изучаемых предметов, части предметов.

Учебно-методическое обеспечение.
1.Н.Б.Матвеева, Т.О.Куртова. «Живой мир» учебник для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2023г.
2.Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» рабочая тетрадь для 1 класса для учащихся
специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М. «Просвещение»
2023г.

Тематическое планирование
Тема
Неживая природа
Сезонные изменения
(времена года)
Живая природа
Человек
Всего:

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

10ч.
5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

Всего за
год
10ч.
20ч.

1ч

11ч.

16ч.

16ч.

11ч.
16ч.

20ч.
16ч.
66ч.

8ч.
5ч.
18ч.

Календарно - тематическое планирование.

№
урока

Дата

Тема урока

Тип
урока

Содержание
урока

Комбинированный урок.

1.
«Первое
сентября».Введен
ие.
2.

«Объекты живой и Комбинированный урок.
неживой природы»

3.

Земля и солнце.

Ознакомление с
материалом.

4.

Значение солнца.

Ознакомление
материалом.

с

5.

Солнце и жизнь Ознакомление
растений.
материалом.

с

6.

День и ночь.

7.

Небо
днём
ночью.

8.

Сутки.

9.

Занятия людей в
течение суток.

10.

Обобщение
полученных
знаний.

Ознакомление
материалом.
и Ознакомление
материалом.

Знакомство с учебником, игра
« Запомни и назови»,экскурсия
по школе, школьному двору.

Обобщение наблюдений
,называние увиденных объектов ,
наблюдение объектов: солнце,
небо, вода, земля, цветы, деревья.

новым Вводная беседа, рассказ
учителя о планете, работа по
учебнику, рассматривание
фотографий..
новым Рассказ учителя,
рассматривание фотографий,
беседа о временах года.

новым Упражнение на внимание,
работа по учебнику,
ответы на вопросы.
с новым Лексическое упражнение
«назови 4 лишний»,загадки,
рассказ учителя, ответы
на вопросы, работа по учебнику.
с новым Обобщающая беседа ,рассказ
учителя, ответы на вопросы,
рисунок.

Комбинированный урок.

Ответы на вопросы, работа
по учебнику, работа по картинкам
Наблюдения детей, режим дня,
сон.

Обобщающий урок.

Подведение итогов по
вопросам учителя, рисунок,
работа с календарём времени.

11.

12.

13.

14.

15

16.

17.

18.

Осень. Изменения Экскурсия.
в природе севера.
Р.К.
Признаки осени.
Ознакомление
материалом.

Рассказ учителя, наблюдения
детей,зарисовка.

новым Подведение итогов экскурсии
по вопросам учителя ,рисунок,
работа с календарём природы,
работа по учебнику.
Признаки осени.
Комбинированный урок.
Закрепление знаний, ответы
на вопросы, работа по
иллюстрациям, загадки.
Занятия и одежда Ознакомление с новым Ответы на вопросы, работа
детей осенью.
материалом.
по иллюстрациям, работа по
учебнику, рассказ учителя.
Обобщение
Обобщающий урок.
Обобщающая беседа ,наблюдени
знаний по теме
времени,просмотр презентации.
«осень».
Растения.
Экскурсия.
Наблюдение за растениями,
Экскурсия
в
различение растений, работа
природу,
по картинкам ,работа по учебнику
наблюдение
за
растениями.
2 четверть -16часов.
Строение
сходство
растений.
Различие
растений.

с

и Ознакомление
материалом.

с

Ознакомление
материалом.

с

19.

Разнообразие
цветов.

Ознакомление
материалом.

с

20.

Семена.

Ознакомление
материалом.

с

11.

«Овощи:
помидор, огурец».

Ознакомление
материалом.

с

21

Плоды растений.

Ознакомление
материалом.

с

22.

Приспособления
Ознакомление
растений
к материалом.
сезонным
изменениям
в
природе.
Приспособление
Ознакомление

с

23.

с

новым Беседа по вопросам учителя,
наблюдения детей, рассказ
учителя, работа по учебнику.
новым Работа по учебнику, работа по
картинкам, загадки, ответы на
вопросы.
новым Загадки, беседа, рассказ
учителя, наблюдения детей,
работа по учебнику.
новым Знакомство с разными семенами,
рассказ учителя, практическая
работа по проращиванию семян.
новым Беседа по картине «Сбор
урожая»,анализ и описание
предмета, работа с учебником,
рисунок.

новым Загадки, работа по учебнику,
работа с иллюстрациями,
рассказ учителя, ответы на
вопросы.
новым Работа по учебнику, ответы н
рассказ учителя.

новым Упражнение на развитие

24.

растений
к материалом.
разным условиям
жизни.

внимания, загадки, работа
с учебником, рассказ учителя.

Растения.(Обобща
ющий урок).

Комбинированный урок.

работа с разрезными картинкам
рисунок. Работа с учебником.

Экскурсия.

Наблюдения учеников ,
предметно –практическая
деятельность.

25.
Зима.(
Экскурсия.) Р.К.
Родная природа.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32-33.

Признаки зимы.

Прослушивание стихотворения
и выбор картинки ,
составление совместного
рассказа –описания
«Приметы зимы».
Признаки зимы.
Ознакомление с новым Наблюдение над снегом,
материалом.
наблюдения детей,
рассматривание картинок,
ответы на вопросы.
Одежда и занятия Комбинированный урок.
Наблюдения учеников
детей зимой.
за изменениями в природе,
предметно-практическая
деятельность, работа по учебнику
ответы на вопросы.
Обобщение
Комбинированный урок.
Послушай стихотворение и
знаний по теме
выбери картинку, беседа
«Зима».
«Признаки зимы»,
составление совместного
рассказа-описания
«Приметы зимы».
Животные.
Ознакомление с новым Упражнение на запоминание,
материалом.
беседа «Животные. Что мы
знаем о них»,рассказ учителя,
работа с учебником, составление
рассказа.
Строение
и Ознакомление с новым Сравнение групп животных,
сходство
материалом.
ответы на вопросы, рассказ
животных.
учителя, работа по учебнику.

Различие
животных.

Комбинированный урок.

3 четверть – 18часов.
Комбинированный урок.

Загадка, анализ и описание
животного, рассказ учителя,
работа с учебником.
Составление рассказа по

34.

Детёныши
животных.

35.
Домашние
животные.

Комбинированный урок.

рисункам.
Игра «Кого не стало?»,загадка ,
беседа по вопросам
учителя, рассказ учителя,
составление предложений.
Работа с учебником.

Ознакомление с
материалом.

новым Лексические упражнения,
беседа, работа по учебнику,
рассказ учителя, наблюдения дете

36.

Дикие животные.

Ознакомление
материалом.

с

новым Вводная беседа, рассказ учителя,
составление предложений,
работа с учебником.

37.

Приспособление
Ознакомление
животных
к материалом.
различным
условиям жизни.

с

новым Ответы на вопросы, рассказ
учителя, беседа, работа
по картинкам, работа по учебнику

38

Приспособление
Ознакомление
животных
к материалом.
временам года.

с

новым Беседа о животных, ответы на
вопросы. Загадки, работа по
учебнику, сравнение животных.

39.

Животные
(обобщающий
урок).
Человек.

40.

41.

42.
43.

44 45.

46.

Комбинированный урок.
Ознакомление
материалом.

с

Ознакомление
Одежда и занятия материалом.
детей весной.

с

Работа по картинкам, составление
рассказа, рисунки.

новым Вводная беседа, ответы на
вопросы, работа по картинкам ,
работа по учебнику.
Части
тела Ознакомление с новым Работа по картинкам, анализ
человека.
материалом.
и сравнение, ответы на вопросы,
работа по учебнику.
Гигиенические
Комбинированный урок.
Ответы на вопросы, практическая
навыки.
деятельность, работа по учебнику
Весна.(Экскурсия Экскурсия.
Наблюдения за изменениями в
). Р.К. Родная
природе.
природа.
«Признаки
Ознакомление с новым Беседа « признаки весны» с
весны»
материалом.
опорой на картинки, загадки,
рассказ учителя «приход весны»,
работа с учебником.
новым Составление словосочетаний,
беседа ,работа с учебником.
Рассказ учителя .Наблюдения

детей.
Составление рассказа.
Комбинированный урок.

47.
Обобщение
знаний по теме
«Весна».

48.

Лицо человека.

Ознакомление
материалом.
Ознакомление
материалом.

с новым Сложить «осколочные
картинки» ,составление
предложений, работа по
учебнику, ответы на вопросы.
с новым Рассказ учителя, работа
с учебником, ответы на вопросы,
составление рассказа.

49 50.

Глаза.

51-52.

Уши.

Ознакомление
материалом.

с

53 54.

Нос.

Ознакомление
материалом.

с

55 56.

Рот.

57 58.
59.

Кожа.

60.

Обобщение
закрепление
знаний по теме.
Лето.
(Экскурсия).Р.К.
Родная природа.
Признаки лета.

61.

62 63.
64.

Осанка.

Беседа ,работа с учебником,
загадки, рисунок, работа по
календарю природы.

новым Рассказ учителя, практическая
работа по уходу за ушами,
работа по учебнику.

новым Вводная беседа, упражнение
в назывании частей лица,
рассказ учителя, игра «Угадай
по описанию»,работа с
учебником.
Ознакомление с новым Беседа « Как должен выглядеть
материалом.
человек»,рассказ учителя,
работа с учебником,
упражнение в составлении
фразы по действиям.
Ознакомление с новым Беседа, Уход за кожей,
материалом.
гигиенические навыки.
Ознакомление с новым Рассказ учителя, исследование,
материалом.
работа по учебнику.
и Комбинированный урок.
Экскурсия.

Наблюдения за изменением в
природе.

Ознакомление
материалом.

с

Одежда и занятия Ознакомление
детей летом.
материалом.

с

новым Ответы на вопросы, загадки,
Составление предложений,
работа по учебнику, рисунок.
новым Беседа, ответы на вопросы,
наблюдения детей, составление
предложений.

65.

66.

Обобщение
Комбинированный урок.
знаний по теме
«Лето».
Повторение.
Комбинированный урок.

Работа по календарю погоды,
составление рассказа, рисунок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».