Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью(интелектуальными нарушениями) 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

Согласовано

Утверждено

Заместитель директора по УВР
________________/Назарьина Т.И./

ДиректорМБОУ «Нижнетоемская СОШ»
_______________/Порывкина Е.А./

Протокол МС № 1от 5 сентября_ 2023г

Приказ № 45от 5 сентября 2023г

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Речевая практика»
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класс
на 2023/2024 учебный год

д.Бурцевская 2023год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с использованием материалов
• Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
1. С.В.Комарова «Речевая практика»1 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы:

Москва

Просвещение, 2023.
2. С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян рабочая тетрадь «Речевая практика» 1
класс общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным
государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- формировать у учащегося общеречевые навыки;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
- постоянное повышение речевой мотивации учащегося;

3

- одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической,
грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого
и полного освещения темы;
- организация связных высказываний школьника
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных
устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция

и

выразительность

речи.

Развитие

артикуляционной

моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения

4

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Давай

познакомимся», «Меня зовут .», «Меня зовут ., а тебя?». Формулы «Это .»,
«Познакомься пожалуйста, это .». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть
в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи».

Неофициальные

разговорные

формулы

«привет»,

«салют»,

«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай»,
«чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных

формул,

использованных

невоспитанными

взрослыми.

Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
5

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с
праздником ...» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
.», «Желаю Вам .», «Я хочу пожелать .». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как
хорошо ты .», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста .», «Попросите пожалуйста.», «Можно
попросить

(позвать).»).

Распространение

этих

формул

с

помощью

приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы

«Пожалуйста, .», «Можно ., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .»,
«Можно я .».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но .».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо .
6

имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.
как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах
(кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
7

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста

(диалогического или несложного

монологического) по теме ситуации.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Речевая
практика» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Речевая практика» входит в предметную область « Язык и
речевая практика».
Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 66 часов, 2 часа в
неделю, 33 учебные недели.
4.

Планируемые результаты освоения обучающимся
речевой практики.

Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой
на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:

8

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным
результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных
дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной
деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к
самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
9

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой

предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к
дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее
10

-

-

место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
писать;
читать;
выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
наблюдать;
пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимание
изображения, текст, устное высказывание, Элементарное схематическое изображение)

6. Тематическое планирование
№

Тема урока

Содержание

БУД

I четверть 9 недель, 18 часов
1 1 сентября. Школа. Формирование навыков осознание себя как
связного высказывания. ученика,
заинтересованног о
Формировать умение
посещением
отвечать на вопросы
школы, обучением,
учителя в процессе
занятиями
беседы. Знакомство
учителя с учениками и
друг с другом.
Формирование начальных
2 Ученик.
представлений о понятиях понимание личной
«ученик», «знание».
ответственности за
Формировать
свои поступки на
представление об учебной основе
деятельности и ее
представлений об
особенностях.
этических нормах и
правилах
поведения в

11

Дата

современном
обществе
3 Класс.

12.09

4

13.09

5

6

7

8

Формировать навыки
культуры поведения в
осознание себя как
школе (на уроке, на
ученика,
перемене). Развивать речь, заинтересованног о
мышление, воображение. посещением
школы, обучением,
занятиями
Дежурство по
Закрепить понимание
классу.
социальной роли
понимание личной
дежурного по классу.
ответственности за
Повысить ответственность свои поступки на
воспитанников за порядок основе
в классе, наметить пути представлений об
совершенствования
этических нормах и
организации дежурства. правилах
поведения в
современном
обществе
Урок и перемена Формировать навыки
культуры поведения в
вступать в контакт
школе (на уроке, на
и работать в
перемене). Развивать речь, коллективе
мышление, воображение. (учитель - ученик,
ученик - ученик,
ученик - класс,
учитель-класс)
Режим школьника. Сформировать понятие о
режиме дня,
использовать
обеспечивающем здоровье принятые ритуалы
человека. Развивать
социального
навыки ЗОЖ.
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем
Школьные
Обогащение лексического обращаться за
принадлежности запаса словами,
помощью и
называющими школьные принимать помощь
вещи, их основные
признаки и действия с
ними.
Бережное
Развивать фразовую и
слушать и
отношение к
разговорнодиалогическую понимать
учебникам.
речь.
инструкцию к

12

19.09

20.09

26.09

27.09

9

10

11

12

Учить беречь книги,
научить делать закладки,
уметь пользоваться ими. учебному заданию
в разных видах
деятельности быту
Покупка школьных Формировать
принадлежностей представления о правилах вступать в контакт
поведения в магазине.
и работать в
Учить строить
коллективе
инициирующие и
(учитель - ученик,
ответные реплики в
ученик - ученик,
диалоге с продавцом
ученик - класс,
магазина.
учитель-класс)
Правила поведения Правила поведения в
в магазине
магазине школьных
школьных
принадлежностей.
слушать и
принадлежностей
понимать
инструкцию к
учебному заданию
в разных видах
деятельности быту
Экскурсия в
понимание личной
Учить строить
магазин школьных инициирующие и
ответственности за
принадлежностей
свои поступки на
ответные реплики в
основе
диалоге с продавцом
представлений об
магазина. Основные
этических нормах и
правила поведения в
правилах
магазине (обращаться к
поведения в
продавцу чётко,
современном
достаточно громко,
доброжелательно смотреть обществе
на продавца, можно
использовать
указательный жест).
Права и
Познакомить с правами и
обязанности
обязанностями детей.
способность к
современного
Развести понятия «права» осмыслению
школьника.
и «обязанности», показать социального
единство прав и
окружения, своего
обязанностей.
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных

13

03.10

04.10

10.10

11.10

ролей
13 Знакомство во
дворе.

14 Что такое
вежливость.

Помочь перенести
17.10
полученные знания о
понимание личной
ситуации «Знакомство» в ответственности за
новые условия.
свои поступки на
Правила поведения при
основе
знакомстве: ровеснику при представлений об
знакомстве можно
этических нормах и
подавать руку и говорить правилах
«Привет!».
поведения в
современном
обществе
Формировать
вступать в контакт 18.10
нравственные
и работать в
представления о
коллективе
вежливости. Развивать
(учитель - ученик,
желание быть вежливыми ученик - ученик,
и культурными.
ученик - класс,
учитель-класс)

24.10
15 Я и мои товарищи Формирование
правильного отношения к понимание личной
окружающим людям.
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах и
правилах
поведения в
современном
обществе
использовать
25.10
16 Что такое дружба. Содействовать
принятые ритуалы
формированию добрых
отношений между детьми социального
взаимодействия с
в классе, развивать
стремление быть
одноклассниками и
терпимым в обществе
учителем
людей, воспитывать
уважение к
одноклассникам.
сотрудничать с
31.10
17 Мы идём во двор Расширение

14

гулять.

18 Составление
рассказа "Мои
друзья во дворе".

взрослыми и
сверстниками в
представления о правилах разных социальных
поведения при знакомстве. ситуациях
Использование в диалоге
вопросительных
предложений «Как тебя
зовут?» «Хочешь с нами
играть?» Расширение
представления о правилах
поведения при знакомстве.
самостоятельност ь 01.11
в выполнении
Расширение
учебных заданий,
представления о правилах поручений,
поведения при знакомстве. договоренностей
Использование в диалоге
вопросительных
предложений «Как тебя
зовут?» «Хочешь с нами
играть?» Расширение
представления о правилах
поведения при знакомстве.

Нчетверть 7 недель, 14 часов
Расширить представления о сотрудничать с
1 Знакомство в
14.11
гостях.
взрослыми и
правилах поведения при
знакомстве с ровесниками и сверстниками в
старшими. Познакомить с разных социальных
ситуациях
понятием «познакомить
кого-то с кем-то».
Правильно вести себя при
знакомстве со старшим по
возрасту гостем.
использовать
2 Правила этикета.
15.11
принятые ритуалы
Сформировать умения
социального
выглядеть достойно и
чувствовать себя уверенно в взаимодействия с
одноклассниками и
различных жизненных
ситуациях в соответствии с учителем
нормами поведения.
Развивать коммуникативные
способности, умение
анализировать.

15

3 Правила
поведения в
гостях.
Приветствие
гостей.

4 "Волшебные
слова".

5 Составление
рассказа «Как я
ходил в гости».

6 Я принимаю
гостей.

7 Г отовимся к
празднику
«Новый год».

8 Новогодние
традиции.

16

использовать
21.11
Знать правила культурного принятые ритуалы
социального
поведения в обществе.
взаимодействия с
Уметь приветствовать
одноклассниками и
людей. Расширить
представления о правилах учителем
поведения при знакомстве с
ровесниками и старшими.
22.11
Сформировать в сознании
понятие «вежливость».
сотрудничать с
Формировать умение давать взрослыми и
оценку поступкам,
сверстниками в
высказывать свое мнение по разных социальных
теме.
ситуациях
доброжелательно
28.11
Знать правила культурного относиться,
поведения в обществе.
сопереживать,
Уметь приветствовать
конструктив но
людей. Расширить
представления о правилах взаимодействоват ь
поведения при знакомстве с с людьми
ровесниками и старшими.
Знать правила культурного
29.11
поведения в обществе.
адекватно
Уметь приветствовать
соблюдать
людей. Расширить
представления о правилах ритуалы школьного
поведения при знакомстве с поведения
ровесниками и старшими. (поднимать руку,
вставать
выходить из-за
парты и т. д.)
Расширять знания в области принимать цели и
05.12
новогоднего праздника.
произвольно
Развивать речь, мышление,
включаться в
сообразительность,
деятельность,
находчивость, внимание.
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
Расширять представления о активно
06.12
праздновании Нового года в участвовать в
России и других странах.
деятельности,
Учить различать Деда
контролировать и
Мороза от Санта Клауса.
оценивать свои
действия и
действия

одноклассников
Расширять кругозор.
9 Приглашение
гостей на Новый Познакомить с русскими
год.
традициями встречи Нового способность к
года.
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных ролей
самостоятельност ь
10 Ёлочные
игрушки.
в выполнении
Формировать интерес и
учебных заданий,
любовь к русским народным поручений,
традициям, к Родине
договоренностей
знакомство с историей
появления елочных игрушек.
Расширять знания в области
новогоднего праздника.
Виды ёлочных игрушек.
Разнообразие ассортимента
в магазине. Развивать
мелкую моторику и
координацию движений.
11 Украшаем ёлку. Расширять представления о
праздновании Нового года, о понимание личной
традициях встречи Нового ответственности за
года. Воспитывать
свои поступки на
самостоятельность ,
основе
творческое отношение к
представлений об
делу.
этических нормах и
правилах
поведения в
современном
обществе
12 Новогодние
Учить строить репликиспособность к
поздравления.
поздравления,
осмыслению
сопровождающие вручение социального
подарков. Выражение
окружения, своего
вступать в контакт и
места в нем,
работать в
принятие
коллективе(учитель соответствующих

17

12.12

13.12

19.12

20.12

ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учителькласс).
13 Новый год в
странах мира.

14 Новый год.

возрасту ценностей
и социальных ролей
сотрудничать с
26.12
взрослыми и
Расширять знания в области сверстниками в
разных социальных
новогоднего праздника.
Познакомить с новогодними ситуациях
традициями на Руси и в
других странах.
Познакомить с историей
вступать в контакт 27.12
возникновения праздника; с и работать в
национальными традициями коллективе
встречи Нового года в
(учитель - ученик,
разных странах; с именами ученик - ученик,
Дедов Морозов в разных
ученик - класс,
странах мира.
учитель-класс)

Шчетверть 9 недель, 18 часов
1 Поздравления и
подарки.
Расширять кругозор.
Познакомить с русскими
традициями встречи Нового
года. Развивать речь,
воображение, мышление.
2 В Новом году я Развивать
обещаю...
любознательность,
воображение, творческие
способности.

10.01
сотрудничать с
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях
16.01

понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах и
правилах
поведения в
современном
обществе
Помочь ученику
3 Составление
самостоятельност ь 17.01
рассказа «Как я самовыразиться. Развивать в выполнении
встретил Новый воображение, творческие
учебных заданий,
год».
способности.
поручений,
договоренностей

18

4 Зимняя погода.

Развивать умение
наблюдать
наблюдать, устанавливать
причинно-следственные
связи в природе, логическое
мышление, память, речь,
воображение;

23.01

5 Зимняя одежда.

Название предметов зимней
одежды и обуви.
Тренир ов очны е
упражнения в произнесении
реплике интонацией
просьбы.

24.01

принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
активно
6 Зимняя обувь.
Формирование навыков
участвовать в
взаимопомощи. Расширить деятельности,
словарный запас,
контролировать и
обозначающие пред-меты, оценивать свои
используемые при уходе за действия и
обувью и одеждой.
действия
Тренировочные упражнения одноклассников
в произнесении реплике
интонацией просьбы.
доброжелательно
7 Зимняя прогулка. Обобщить знания о зиме.
Актуализация словарного относиться,
запаса в игре « Кто знает
сопереживать,
пусть продолжает».
конструктивно
Моделирование возможных взаимодействоват ь
диалогов между детьми во с людьми
время прогулки.
Составление рассказа « На
прогулке» с опорой на
картинку.
8 Зимние виды
Обобщить знания о зиме;
спорта
рассказать о зиме в
вступать в контакт
занимательной форме.
и работать в
Развивать творческие
коллективе
способности; воспитывать (учитель - ученик,
чувства товарищества,
ученик - ученик,

19

30.01

31.01

13.02

уважения друг к другу.

ученик - класс,
учитель-класс)

9 Зимние
развлечения

Закреплять умение строить обращаться за
помощью и
высказывание просьбу, в
принимать помощь
связи с ситуацией.
Правила безопасного
поведения при зимних
развлечениях.
Уточнить знания о зимних самостоятельност ь
10 Составление
рассказа "За что я природных явлениях,
в выполнении
люблю зиму".
взаимосвязи их с жизнью. учебных заданий,
Воспитывать умение
поручений,
внимательно слушать, не
договоренностей
перебивая других. Развивать
мышление, слуховое и
зрительное внимание,
связную речь и творческое
воображение.
положительное
11 Игрушки.
отношение к
Представление о назначении окружающей
игрушек. Обобщающие
действительности ,
слова, называющие группы готовность к
игрушек: куклы, мягкие
организации
игрушки, машины.
взаимодействия с
Конструирование
ней и
возможных диалогов между эстетическому её
продавцом и покупателями в восприятию
магазине « Игрушек».
12 Игрушки народов Развивать коммуникативные способность к
мира.
способности, умения
осмыслению
правильного общения в
социального
коллективе. Научиться
окружения, своего
составлять рассказ о первых места в нем,
спутниках в познании
принятие
окружающего мира, о
соответствующих
первых друзьях- игрушках; возрасту ценностей
привитие чувства
и социальных ролей
дружелюбия; развитие
воображения.

14.02

13 Я люблю свою

28.02

20

Обогащать лексический

осознание

20.02

21.02

27.02

игрушку.

14 Правила
поведения в
магазине
игрушек.

запас словами,
себя как ученика,
называющими игрушки, их заинтересованног о
основные признаки и
посещением
действия с ними. Дать
школы, обучением,
возможность вспомнить о занятиями
своей любимой игрушке;
показать значение игрушки в
жизни взрослого и ребенка;
воспитывать умение
общаться, быть искренним и
честным.

Правила поведения в
магазине игрушек.
понимание личной
Воспитание умения
ответственности за
общаться, быть искренним и свои поступки на
честным, прививать
основе
бережное отношение к труду представлений об
взрослых, к своим вещам. этических нормах и
правилах
поведения в
современном
обществе
Конструирование
15 Магазин
игрушек.
возможных диалогов между использовать
Экскурсия.
продавцом и покупателями в принятые ритуалы
магазине «Игрушек».
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем
обращаться за
16 Как вежливо
просить о
Формирование навыков
помощью и
помощи.
принимать помощь
взаимопомощи.
Развивать коммуникативные
способности, умение
анализировать.
17 Домашние дела. Формировать понятия
трудолюбие,
ответственность, за
слушать и
порученное дело, уважение к понимать
труду человека.
инструкцию к
Формирование навыков
учебному заданию
взаимопомощи. Учить
в разных видах
строить реплику деятельности быту

21

06.03

07.03

13.03

14.03

18 Помощники.

19 Стихотворение
А.Барто
«Помощница».

1 Викторина
"Помощники".
22

предложение,
альтернативные ответные
реплики. Виды домашних
дел. Хозяйственный
инвентарь.
Формирование навыков
сотрудничать с
20.03
взаимопомощи.
взрослыми и
Учить строить реплику сверстниками в
предложение,
разных социальных
альтернативные ответные ситуациях
реплики. Расширить
словарный запас школьника,
обозначающие предметы
быта.
Воспитание трудолюбия,
желания приносить людям
радость и счастье своим
трудом. Воспитание
заботливости,
настойчивости в достижении
цели, взаимопомощи,
бережное отношение к
вещам, аккуратность.
способность к
21.03
Формировать
навыки осмыслению
уборки дома; воспитывать социального
уважение
к
матери. окружения, своего
Воспитание уважительного места в нем,
отношения ко всем членам принятие
семьи, осознанного
и соответствующих
добросовестного отношения возрасту ценностей
к домашнему труду, к
и социальных ролей
своим
обязанностям.
Создание
эмоционального настроя,
атмосферы
группового
доверия, сплоченности.
IV четверть 8 недель, 16 часов
Закрепить понятия
самостоятельност ь 03.04
трудолюбие,
в выполнении
ответственность, за
учебных заданий,

2

3

4

5

6
23

поручений,
порученное дело, уважение к договоренностей
труду человека. Уметь
применять полученные
знания на практике.
Рассказ « Как я
самостоятельност ь
помогаю дома». Формировать
навыки в выполнении
уборки дома; воспитывать учебных заданий,
уважение
к
матери. поручений,
Воспитание уважительного договоренностей
отношения ко всем членам
семьи, осознанного
и
добросовестного отношения
к домашнему труду, к
своим
обязанностям.
Создание
эмоционального настроя,
атмосферы
группового
доверия, сплоченности.
Колыбельные
Формировать умение давать слушать и
песни.
словесные отчеты о
понимать речь
выполняемом действии,
других
поддерживать диалог.
Активизировать в словарном
запасе выражения,
традиционные в ситуации
перед сном.
Перед сном.
Составление диалога по
вступать в контакт
картинкам, по данному
и работать в
образцу (подготовка ко сну) коллективе
(учитель - ученик,
делать простейшие
обобщения, сравнивать,
ученик - ученик,
классифицировать на
ученик - класс,
наглядном материале.
учитель-класс)
Активизировать в словарном
запасе выражения,
традиционные в ситуации
перед сном.
Постельные
Виды и назначение
принадлежност и постельных
обращаться за
принадлежностей.
помощью и
принимать помощь
Викторина
Обобщение изученного
самостоятельност
"Сонное
материала.
ь в выполнении

04.04

10.04

11.04

17.04

18.04

царство".
7 Гигиена перед
сном.

8 Составление
рассказа «Как я
ложусь спать».

9 Утро вечера
мудренее.

10 Доброе утро!

11 Режим дня
школьника.

12 Приветствие
друзей.
24

учебных заданий,
поручений,
договоренностей
Формирование
представлений о
возможности
саморегулирования
собственного здоровья.
Правила личной гигиены
перед сном.
Составление предложений
на тему
«Перед сном». Диалог
общения ребёнка и мамы
перед сном, в данной
ситуации общение должно
быть тихим, спокойным.
Смысл пословицы. Дела,
которые лучше выполнять
днем.

24.04
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию
в разных видах
деятельности быту
самостоятельност ь 25.04
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей

27.04
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктив но
взаимодействоват ь
с людьми
работать с
08.05
Актуализировать в словаре учебными
выражения, традиционно
принадлежностям и
используемые как утренние и
приветствия. Учить
организовывать
выбирать интонацию и силу рабочее место
голоса для утреннего
приветствия в зависимости
от ситуации. Разучивание
чистоговорок.
Учить строить
15.05
принимать цели и
вопросительные
произвольно
предложения, давать
включаться в
утвердительные и
деятельность,
отрицательные ответы,
следовать
разговаривать спокойным предложенному
тоном.
плану и работать в
общем темпе
16.05
Вывести законы дружбы;
способность к
развивать речь и
осмыслению

логическое
мышление; воспитывать
коллективизм и
доброжелательность.

социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных ролей
Формирование
13 "Поделись
22.05
положительное
улыбкою
нравственных качеств
отношение к
своей...".
обучающихся: умение
окружающей
дружить, беречь дружбу,
действительности ,
общаться в коллективе.
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и
эстетическому её
восприятию
использовать
14 Беседа «Как
23.05
начинается твое
принятые ритуалы
утро».
Составление коротких
социального
рассказов из личного опыта. взаимодействия с
Актуализировать в словаре одноклассниками и
выражения, традиционно
учителем
используемые как утренние
приветствия. Учить
выбирать интонацию и силу
голоса для утреннего
приветствия в зависимости
от ситуации. Разучивание
чистоговорок.
15 Повторительно- Обобщение и
29.05
обобщающий
систематизация полученный
урок.
знаний.
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию
в разных видах
деятельности быту

25

7.Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат
продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их
продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
8. Описание материально - технического обеспечения
образовательного процесса
Методические пособия:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян рабочая тетрадь «Речевая практика» 1
класс общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.
Наглядные средства:
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- классная доска.
Технические средства:
- персональный компьютер

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».