МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования Верхнетоемского муниципального округа МБОУ "Нижнетоемская СОШ" Утверждено Согласовано Заместитель директора по УВР ________________/Назарьина Т.И./ ДиректорМБОУ «Нижнетоемская СОШ» _______________/Порывкина Е.А./ Протокол МС № 1от 5 сентября_ 2023г Приказ № 45от 5 сентября 2023г Адаптированная рабочая программа по учебному предмету математика для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс на 2023/2024 учебный год д.Бурцевская 2023год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерствомобразования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2014 год). Цель: формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений. Обучение математике в 1 классе решает следующиезадачи: - формирование умения планировать деятельность учащихся, осуществлять контроль и самоконтроль; - коррекция познавательной деятельности учащихся: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики рук; - воспитание положительных качеств личности: трудолюбие, настойчивости, умение работать в коллективе и т. д. Занятия по математике носит практическую направленность. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. В первом классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов, предметных множеств и чисел, измерение величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучению математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебниками, экскурсия, самостоятельная работа и др. Основной формой обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися является фронтальная работа при осуществлении дифференциального и индивидуального подхода. Устный счет является неотъемлемым этапом каждого урока. Геометрический материал должен включаться почти в каждый урок математики. В 1 классе закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение в усвоении курса математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике. Особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Содержание программы. Пропедевтический период Сравнение групп предметов: много, мало, больше, меньше, равное количество (поровну). Временные представления. Пространственные представления. Понятие о массе предмета. Нумерация Распознавание графического образа чисел 010(цифры от 0 до 9). Количественный и порядковый счет. Счет прямой и обратный. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Простые задачи на нахождение суммы и остатка. Геометрические круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. фигуры Характеристика учебного процесса. Формы организации учебного процесса. Рабочая программа реализуется через классно-урочную организацию учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практикумов, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в группах. Методы урока: -словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; -наглядные – наблюдение, демонстрация; -практические – упражнения, карточки, тесты. Основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изучаемого материала. Технологии: - технология коррекционно-развивающего обучения; - технология дифференцированного обучения; - информационные технологии; - игровые технологии; - элементы проблемного обучения; - элементы технологии коллективного способа обучения; - элементы технологии индивидуализации обучения. Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, письменных проверочных работ. Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме контрольнойработы. По программе 1 класса за год должно быть проведено: Вид работ Количество Самостоятельная работа 8 Контрольная работа 1 Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Учащиеся должны знать: - название чисел в пределах 10; - знаки арифметических действий сложения и вычитания; - состав чисел первого десятка; - геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; - виды линий – прямая, кривая. Учащиеся должны уметь: - считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10; - записывать и сравнивать числа в пределах 10; - называть соседей числа («предшествующее» и «следующее за»); - знать состав чисел первого десятка; - различать названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания; - записывать примеры на сложение и вычитание под диктовку учителя. Весь программный материал построен по принципу разноуровневого обучения. Разно уровневый подход - необходимое условие и основа индивидуализации обучения. Учащиеся должны уметь: I уровень - считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10; - называть соседей числа; - складывать и вычитать однозначные числа в пределах10; - различать условия и вопрос задачи; - решать простые задачи; - различать и называть простые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; виды линий: прямая, кривая, отрезок; - измерять и строить отрезки данной длины. II уровень - считать в прямой последовательности в пределах 10; - называть соседей числа; - складывать и вычитать однозначные числа в пределах 10 с использованием предметов; - различать условия и вопрос задачи; - различать и называть простые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; виды линий: прямая, кривая, отрезок; - чертить прямую с помощью линейки. III уровень - считать в прямой последовательности в пределах 10 с помощью счётной таблицей; - называть соседей числа; - складывать и вычитать однозначные числа в пределах10 с использованием предметов; - чертить прямую с помощью учителя; - прямоугольник и квадрат вычерчивать по заданным точкам с помощью учителя. Тематическое планирование. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Просвещение 2010 год. Учебник: «Математика 1 класс» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.В.Алышева. Москва «Просвещение» 2023г. Количество часов в неделю: 4 часа. Количество контрольных работ: 1. Учебно-тематический план № п/п 1 2 Наименование разделов Пропедевтический период Нумерация Итого: Количество часов 38 94 132 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. Методический комплект. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Просвещение, 2011 год (0 – 4 классы). Учебный комплект. «Математика 1 класс» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.В.Алышева. Москва «Просвещение» 2023г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ на 2023-2024 учебный год. IТРИМЕСТР (52 часа) № урока по программе Наименование разделов тем Колво часов № урока фактически 1. Цвет, назначение предметов. 1 1. 2. Круг. 1 2. 3. Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. 1 3. 1 4. 4. 5. Слева – справа. 1 5. 6. В середине, между. 1 6. 7. Квадрат. 1 7. 8 9 10 11 12 Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. Закрепление темы "Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под". Длинный – короткий. Внутри – снаружи, в, рядом, около. Закрепление темы " Внутри – снаружи, в, рядом, около" 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 13 Треугольник. 1 13 14 Широкий – узкий. 1 14 15 Далеко – близко, дальше – ближе, к. Закрепление темы "Далеко – близко, дальше – ближе, к". 16 1 15 1 16 17 Прямоугольник. 1 17 18 Высокий – низкий. 1 18 19 20 21 22 23 Глубокий – мелкий. Впереди – сзади, перед, за. Закрепление темы " Впереди – сзади, перед, за." Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за Закрепление темы " Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за" 1 1 1 1 19 20 21 22 1 23 24 Толстый – тонкий. 1 24 25 Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1 25 26 Рано – поздно. 1 26 27 28 29 Сегодня, завтра, вчера, на следующий день Закрепление темы ". Сегодня, завтра, вчера, на следующий день" Быстро – медленно. 30 Тяжёлый – лёгкий. 31 Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. Закрепление темы " Один – много, ни одного." 32 33 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 33 34 Давно – недавно. 1 34 35 Молодой – старый. 1 35 1 36 1 37 1 38 36 37 38 Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. Повторение по теме «Общие понятия». 39 Число и цифра 1. 1 40 Закрепление темы " Число и цифра 1" 1 40 41 Число и цифра 2. 1 41 42 Закрепление темы " Число и цифра 2." 1 Состав числа 2 1 43 44 45 46 47 48 Знакомство с примером. Знак равенства. Понятие о парах предметов. Понятие: знак = (равно), < (меньше), > (больше). Понятие: знак – (минус), + (плюс). Сравнение чисел 1 и 2. 39 42 1 43 1 44 1 45 1 46 1 47 1 48 49 Понятие: «былостало». Составление и решение задач (1+1=2, 2–1=1). 50 Закрепление темы " Понятие: «былостало». Составление и решение задач (1+1=2, 2–1=1)." 1 51 . Задачи на сложение. 1 50 51 51. Итого 49 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ на 2023-2024 учебный год. II ТРИМЕСТР (55 часов) № урока по программе Наименование разделов тем Колво часов № урока фактически 1. Шар. 1 1. 2. Число и цифра 3. 1 2. 3. Число и цифра 3. 1 3. 4 Числа и цифры 1,2,3 Сравнение чисел.1.2,3 Сравнение чисел. 1.2,3 1 4 1 5 1 6 5 6 7 Состав числа 3 1 7 8 Состав числа 3 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 9 10 11 12 13 14 Арифметическое действие – сложение. Переместительное свойство сложения. Закрепление темы " Арифметическое действие – сложение. Переместительное свойство сложения." Арифметическое действие – вычитание. Закрепление темы" Арифметическое действие – вычитание" Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. Понятие: условие задачи, вопрос, ответ задачи 15 Куб. 1 15 16 Число и цифра 4. 1 16 17 Число и цифра 4. 1 17 18 Обратный счёт. 1 18 19 Сравнение чисел. 1 19 20 Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. 1 20 21 Состав числа 4. 1 21 22 Решение задач. 1 22 1 23 1 24 1 25 1 26 23 24 25 Решение примеров с пропущенным числом. Закрепление темы " Решение примеров с пропущенным числом." Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. 26 Брус. 27 Число и цифра 5. 28 Число и цифра 5. Состав числа 5. Примеры на вычитание. 29 27 1 28 1 29 30 Сравнение чисел. 1 30 31 Состав числа 5. 1 31 1 32 1 33 1 34 1 35 1 36 1 37 32 33 34 35 36 37 Решение примеров на сложение с делением на единицы. Закрепление темы " Решение примеров на сложение с делением на единицы." Решение примеров на вычитание с делением на единицы. Закрепление темы " Решение примеров на вычитание с делением на единицы." Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. 38 Точка, линии. 1 38 39 Овал 1 39 40 Число и цифра 0. 1 40 41 Решение примеров с «окошками». 1 41 42 Сравнение чисел. 1 42 43 Число и цифра 6. 1 43 1 44 1 45 1 46 1 47 1 48 1 49 1 50 1 51 1 52 1 53 1 54 1 55 55 55 44 45 46 47 Закрепление темы " Число и цифра 6." Понятие о следующем числе. Решение примеров с «окошками». Обратный счёт. Закрепление темы " Решение примеров с «окошками». Обратный счёт." 48 Состав числа 6. 49 Закрепление темы " Состав числа 6." Понятие о предыдущем числе. Присчитывание и отсчитывание по две единицы. Закрепление пройденного материала Закрепление пройденного материала. Построение прямой линии через одну точку, две точки. Повторение пройденного материала 50 51 52 53 54 55 Итого . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ на 2023-2024 учебный год. III ТРИМЕСТР (38 часов) № урока по программе Наименование разделов тем Колво часов № урока фактически 1. Число и цифра 7. 1 1. 2. Число и цифра 7. 1 2. 3. Сравнение чисел. 1 3. 4. Состав числа 7. 1 4. 1 5 1 6 1 7 5 6 7 Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. Закрепление темы "Решение примеров и задач" Присчитывание и отсчитывание по две единицы. 8. Сутки, неделя. 1 8. 9. Отрезок. 1 9. 10. Число и цифра 8. 1 10. 1 11 1 12 11 12 Решение примеров с пропущенными знаками. Обратный счёт. Закрепление темы " Решение примеров с пропущенными знаками. Обратный счёт." 13. Сравнение чисел. 1 13. 14. Сравнение чисел 1 14. 15. Длина отрезка. 1 15. 16. Состав числа 8. 1 16. 1 17 1 18 1 19 17 18 19 Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач. Закрепление темы" Решение примеров и задач." Решение примеров и задач. 20. 21. Присчитывание и отсчитывание по две единицы. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. 1 20. 1 21. 1 22. 22. Число и цифра 9. 23. Число и цифра 9. 24. Обратный счёт. 1 24. 25. Сравнение чисел. 1 25. 26. Состав числа 9. 1 26. 27. Правило вычитания. 1 27. 1 28. 1 29. 28. 29. Присчитывание и отсчитывание по три единицы. Мера длины – сантиметр. 23. 30. Число 10. 31. Понятие о десятке. 1 31. 32. Сравнение чисел. 1 32. 33. Состав числа 10. 1 33. 34. Меры стоимости 1 34. 35. Мера массы – килограмм. Закрепление пройденного материала 36 30. 35 1 36 1 Итого 36 36 За год 132 132