Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном(русском) языке" для обучающихся 4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения Архангельской области
Управление образования Верхнетоемского муниципального округа
МБОУ "Нижнетоемская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Нижнетоемская СОШ»

__________________/Назарьина Т.И./

____________________________/Порывкина Е.А./

Протокол_МС_от 5 сентября 2023г.

Приказ № 45 _от 5 сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
для обучающихся 4 классов

д. Бурцевская
2023

Пояснительная записка

Статус документа
Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта
общего образования с учётом действующих в начальной школе программ.
Основная идея – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного
стандарта с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников,
проживающих на территории Архангельской области.
Общая характеристика курса
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного
развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника.
В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя,
затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового
пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом,
согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются
основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе
ценностей: чем больше их объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.
Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в
условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение
проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает
возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях., осознаёт ценность освоенных знаний.
Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости,
которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

В курсе краеведения «Морянка» соблюдён принцип природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса
естественному состоянию ребёнка. Изучение материала начинается с ближайшего окружения – дома, семьи, затем следует расширение
содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть России и мирового пространства.
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений
о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач:


формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их
приобщение к культуре и истории родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе;



формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают:


программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4-х классов;



хрестоматия о Русском Севере «Морянка»;



рабочие тетради «Морянка» для 2, 3, 4-х классов;



словарь-справочник для младших классов (Архангельская область);



методические рекомендации для учителей по реализации курса краеведения «Морянка».

В программе курса представлены следующие содержательные линии:
1. «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко
судьбу малой родины.
2. «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
3. «Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой
Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.
4. «Мой Север, скупой чародей!» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов,
музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо
любить и охранять.
5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе
общечеловеческих и национальных ценностей.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по
краеведению.
Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
(17 ч)

№ п/п

Тема

Содержание

Кол
иче
ств
о
час
ов

Д
а
т
а

Воспитательный
потенциал

Вот она какая, дорогая родина моя!
1

Архангельская область –
часть мира

Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона

1

Воспитание дружбы
между народами,
становление
личности,
принимающей близко
судьбу малой
родины.

2

Архангельская область –
ворота в Арктику

Освоение Арктики. Морской путь. Известные исследователи Арктики
(Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.)

1

Пробуждение
интереса к истории
России
становление

личности,
принимающей близко
судьбу
малой
родины.

3-6

В глубь веков

История северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый
морской порт России. Пётр I в Архангельске. Новодвинская крепость

4

Пробуждение
интереса к истории
Севера России

М.В.Ломоносов – великий учёный, человек и гражданин

2

Воспитание качеств
характера на примере
М.В.Ломоносова

Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной
войне

2

Воспитание
патриотизма

Славные поморы
7-8

Гений земли русской

9-10 Северяне - Победе

11

Гордость твоя, Поморье!

Знаменитые земляки

1

Пробуждение
интереса к истории
Севера России

12

Имён прекрасное созвездье

Известные люди родного города

1

Пробуждение
интереса к истории
Севера России

2

Пробуждение
интереса к истории
Севера России.

Родом из Поморской славной стороны
13-14 Искусство Архангельской
области как часть мировой
культуры

Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые
Карелы

Приобщение детей к
самобытной культуре,
духовным традициям
Русского Севера
Мой Север, скупой чародей!
15

Кладовая Севера

Природные богатства Архангельской области

1

Воспитание любви к
природе

Воспитание
физической культуры

Вырастешь большой, будешь хороший и баской
16

Здоровье – богатство на все
времена

Паспорт здоровья юного северянина

1

17

Мы - северяне

Итоговая аттестация

1

Планируемые результаты освоения обучающимися курса краеведения «Морянка»
1. Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:


осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;



представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, сметливости, талантливости, щедрости поморов;



основы национального самосознания;



положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;



чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;



способность к самооценке;



осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Обучающийся получит возможность для формирования:


устойчивого интереса к изучению истории своего края;



чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;



осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;



умения оценивать свои эмоциональные реакции;



эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.

1. Метапредметные результаты
2.1.Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


принимать и сохранять цель познавательной деятельности;



осуществлять пошаговый и итоговый контроль;



следовать установленным правилам;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:


самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


находить необходимую информацию в различных источниках;



понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;



выделять существенную информацию из учебных и научных популярных текстов;



моделировать различные ситуации, схемы, макеты;



проводить сравнение и классификацию изученных объектов;



строить сообщения в устной и письменной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:



строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;



владеть диалогической формой коммуникации;



сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:


распределять обязанности при работе в группе;



учитывать мнение партнёра;



аргументированно критиковать допущенные ошибки;



обосновывать своё решение.

1. Предметные результаты

Тема 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:


описывать элементы герба и флага Архангельской области;



объяснять значение символики Архангельской области;



работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;



находить на карте Архангельскую область;



определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева Евро-Арктического региона;



находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;



узнавать памятники истории и культуры родного края;



рассказывать о достопримечательностях древних городов и сёл Архангельской области, родного города (села);



готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе использования дополнительной информации;



описывать важные события из истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра 1 на Севере, битва у
Новодвинской крепости, освоение Арктики);



работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:


ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы.

Тема 2. Родом из Поморской славной стороны

Обучающийся научится:


видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;



узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;



называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины;



различать виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);



различать особенности северного народного костюма;



воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф.Абрамова, С.Писахова, Б.Шергина, Н.Рубцова, А.Борисова и
др.) в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова;



находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском
Севере;



использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края;



выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.

Обучающийся получит возможность:


осознать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян.

Тема 3. Славные поморы

Обучающийся научится:


называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре;



называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и отдельных городов, в
которых учился М.В.Ломоносов;



характеризовать основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина; причины проявления интереса народов мира к жизни и
деятельности М.В.Ломоносова; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;



рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;



обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях
Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность:


наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи,
родного края, страны;



осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Тема 4. Мой Север, скупой чародей!

Обучающийся научится:


понимать тексты о природе;



называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и
художников Севера;



характеризовать природные сообщества родного края;



называть и находить на карте водоёмы родного края;



приводить примеры животных и растений родного края;



группировать объекты природы по различным признакам;



извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний;



следовать правилам поведения в природе.

Обучающийся получит возможность:


анализировать влияние человека на природу родного края.

Тема 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской

Обучающийся научится:


составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной
учебной задачей;



использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания, в т.ч. и медиаресурсы;



участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;



обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими;



следовать нормам здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность:


осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких.

Литература

1. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах: метод. рекомендации / авт.-сост. Е. В.
Михайленко; науч. Ред. Э.И.Николаева. – 2-е изд., перераб. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112 с.
2. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И. Ф. Поляковой. – 2-е изд.,
стереотипное – Архангельск, 2021. – 36 с.
3. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред.
Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. – 5-е изд., стереотипное - Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2010. – 216 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».