МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения Архангельской области Управление образования Верхнетоемского муниципального округа МБОУ "Нижнетоемская СОШ" СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Нижнетоемская СОШ» __________________/Назарьина Т.И./ ____________________________/Порывкина Е.А./ Протокол_МС_от 5 сентября 2023г. Приказ № 45 _от 5 сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 4 классов д. Бурцевская 2023 Пояснительная записка Статус документа Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в начальной школе программ. Основная идея – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области. Общая характеристика курса Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства. В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях., осознаёт ценность освоенных знаний. Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности. Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой. В курсе краеведения «Морянка» соблюдён принцип природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребёнка. Изучение материала начинается с ближайшего окружения – дома, семьи, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть России и мирового пространства. Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры. Реализация цели предполагается через систему задач: формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе; формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях. Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают: программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4-х классов; хрестоматия о Русском Севере «Морянка»; рабочие тетради «Морянка» для 2, 3, 4-х классов; словарь-справочник для младших классов (Архангельская область); методические рекомендации для учителей по реализации курса краеведения «Морянка». В программе курса представлены следующие содержательные линии: 1. «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины. 2. «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера. 3. «Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов. 4. «Мой Север, скупой чародей!» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять. 5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению. Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год Календарно-тематическое планирование (4 класс) (17 ч) № п/п Тема Содержание Кол иче ств о час ов Д а т а Воспитательный потенциал Вот она какая, дорогая родина моя! 1 Архангельская область – часть мира Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона 1 Воспитание дружбы между народами, становление личности, принимающей близко судьбу малой родины. 2 Архангельская область – ворота в Арктику Освоение Арктики. Морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.) 1 Пробуждение интереса к истории России становление личности, принимающей близко судьбу малой родины. 3-6 В глубь веков История северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Пётр I в Архангельске. Новодвинская крепость 4 Пробуждение интереса к истории Севера России М.В.Ломоносов – великий учёный, человек и гражданин 2 Воспитание качеств характера на примере М.В.Ломоносова Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне 2 Воспитание патриотизма Славные поморы 7-8 Гений земли русской 9-10 Северяне - Победе 11 Гордость твоя, Поморье! Знаменитые земляки 1 Пробуждение интереса к истории Севера России 12 Имён прекрасное созвездье Известные люди родного города 1 Пробуждение интереса к истории Севера России 2 Пробуждение интереса к истории Севера России. Родом из Поморской славной стороны 13-14 Искусство Архангельской области как часть мировой культуры Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы Приобщение детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера Мой Север, скупой чародей! 15 Кладовая Севера Природные богатства Архангельской области 1 Воспитание любви к природе Воспитание физической культуры Вырастешь большой, будешь хороший и баской 16 Здоровье – богатство на все времена Паспорт здоровья юного северянина 1 17 Мы - северяне Итоговая аттестация 1 Планируемые результаты освоения обучающимися курса краеведения «Морянка» 1. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину; представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, сметливости, талантливости, щедрости поморов; основы национального самосознания; положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями. Обучающийся получит возможность для формирования: устойчивого интереса к изучению истории своего края; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края; умения оценивать свои эмоциональные реакции; эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им. 1. Метапредметные результаты 2.1.Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; следовать установленным правилам; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. 2.2. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: находить необходимую информацию в различных источниках; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научных популярных текстов; моделировать различные ситуации, схемы, макеты; проводить сравнение и классификацию изученных объектов; строить сообщения в устной и письменной форме. Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. 2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой; владеть диалогической формой коммуникации; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра; аргументированно критиковать допущенные ошибки; обосновывать своё решение. 1. Предметные результаты Тема 1. Вот она какая, дорогая родина моя! Обучающийся научится: описывать элементы герба и флага Архангельской области; объяснять значение символики Архангельской области; работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его; находить на карте Архангельскую область; определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева Евро-Арктического региона; находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»; узнавать памятники истории и культуры родного края; рассказывать о достопримечательностях древних городов и сёл Архангельской области, родного города (села); готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе использования дополнительной информации; описывать важные события из истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, освоение Арктики); работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края. Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. Тема 2. Родом из Поморской славной стороны Обучающийся научится: видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области; узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края; называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины; различать виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё); различать особенности северного народного костюма; воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф.Абрамова, С.Писахова, Б.Шергина, Н.Рубцова, А.Борисова и др.) в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере; использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края; выполнять изделия декоративно-прикладного творчества. Обучающийся получит возможность: осознать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян. Тема 3. Славные поморы Обучающийся научится: называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре; называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов; характеризовать основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина; причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России; рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации. Обучающийся получит возможность: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны; осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Тема 4. Мой Север, скупой чародей! Обучающийся научится: понимать тексты о природе; называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера; характеризовать природные сообщества родного края; называть и находить на карте водоёмы родного края; приводить примеры животных и растений родного края; группировать объекты природы по различным признакам; извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний; следовать правилам поведения в природе. Обучающийся получит возможность: анализировать влияние человека на природу родного края. Тема 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской Обучающийся научится: составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей; использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания, в т.ч. и медиаресурсы; участвовать в подвижных народных играх Русского Севера; обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими; следовать нормам здорового образа жизни. Обучающийся получит возможность: осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких. Литература 1. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах: метод. рекомендации / авт.-сост. Е. В. Михайленко; науч. Ред. Э.И.Николаева. – 2-е изд., перераб. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112 с. 2. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И. Ф. Поляковой. – 2-е изд., стереотипное – Архангельск, 2021. – 36 с. 3. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. – 5-е изд., стереотипное - Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2010. – 216 с.