Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

1

Принято:
протокол педсовета
№ 01 от 29.08.2023г.

Утверждено:
Директор школы:_________/Е.А.Порывкина /
приказ № 40 от 29.08.2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

д. Бурцевская, 2023г

2

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………..стр 3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………стр 3
1.2 Планируемые результаты реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования………………………………………………..стр 4
1.3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования….стр 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………….стр 7
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе курсов
внеурочной деятельности), учебных модулей……………………………………………………стр 7
2.2.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся стр 7
2.3. Рабочая программа воспитания………………………………………………………..…………..стр 7
2.4. Программа коррекционной работы……………………………………………………………….стр 7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………….. стр 12
3.1. Учебный план ООО………………………………………………………………………………………….стр 12
3.2. Календарный учебный график……………………………………………………………………….стр 15
3.3. План внеурочной деятельности………………………………………………………………………стр 15
3.4. Условия реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования…………………………………………………………………………….стр 15

3

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
основного общего образования (далее – ООО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее – ТНР) МБОУ «Нижнетоемская СОШ» – это
образовательная программа, предназначенная для получения образования на
уровне основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом
особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уровне основного
общего образования – физическое лицо, освоившее образовательную программу
на уровне начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения
планируемых результатов в овладении предметными, метапредметными,
личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее
первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной
общеобразовательной программы на уровне основного общего образования без
реализации специальных условий обучения.
АООП ООО обучающихся с ТНР
разработана
в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС)
ООО и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с ТНР.
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации,
принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО МБОУ
«Нижнетоемская СОШ», кроме того, в целевом разделе описывается системы
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел включает примерный учебный план ООО,
примерный учебный календарный график, примерный план внеурочной
деятельности, описание системы специальных условий реализации АООП ООО
обучающихся с ТНР.
Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы общего образования дополняются и расширяются в связи с
необходимостью организации коррекционной работы и индивидуализации
подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и
письменной речи:

4

•
расширение номенклатуры речеязыковых средств и формирование
умения их активного использования в процессе учебной деятельности и
социальной коммуникации;
•
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•
формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с
текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
•
развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения.

1.2. Планируемые результаты реализации адаптированной
общеобразовательной программы основного общего образования

Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ».
Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных
дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
•
овладение навыками коммуникации и принятыми формами
социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
•
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты,
находить компромисс в спорных ситуациях;
•
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой
продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
•
развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результатыосвоения всех образовательных областей и
учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
•
способность использовать русский и родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
•
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом
характера ошибок;

5

•
умение использовать различные способы поиска в справочных
источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться
справочной литературой;
•
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, изложение);
•
создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
•
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Предметные результаты
Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ».

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной общеобразовательной программы основного общего
образования
1.3.1 Общие положения
Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ».

1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ», но имеют
некоторые особенности.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной
аттестации учащихся с ТНР могут включать:
–
особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей учащихся с ТНР; - привычную обстановку в
классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся
мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
–
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
–
при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
•
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
•
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
•
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами;

6

–
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ОВЗ
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого и др.);
–
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание
о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
–
увеличение времени на выполнение заданий;
–
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и
внеурочной деятельности обучающих учитывается специфика проявления
дефекта, его структура и степень выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается
структура речевого дефекта. Оценивание устных ответов и чтения
осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с
недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков,
воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и
ритмических структур и др.).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются
специфические ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и т. д.
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом
специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа
(акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются
как 1 орфографическая.
Государственная итоговая аттестация регламентируется нормативноправовыми актами, регулирующими содержательные и организационнометодические особенности государственно-итоговой аттестации с лицами
с ограниченными
возможностями
здоровья
(Федеральным
Законом
«Об Образовании в Российской Федерации», Приказами Минпросвещения России
и Рособрнадзора, инструктивными письмами и методическими материалами,
направляемыми Рособрнадзором, или иными нормативными актами).

7

2. Содержательный раздел

2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей
Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Соответствует ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
2.3. Рабочая программа воспитания
Соответствует ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
2.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым
структурным компонентом основной образовательной программы. ПКР
разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) и
соответствует требованиям, предъявляемым в ООП ООО.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ТНР определяются адаптированной основной образовательной
программой.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с
другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые
образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными,
проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована
на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого
уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования и включает
следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи
обучающимся с ТНР для успешного освоения основной образовательной
программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики
производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социальнопсихологической адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных
направлений
коррекционной
работы
(диагностическое,
коррекционноразвивающее,
консультативное,
информационно-просветительское).
При
составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:
• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
и оказание им специализированной помощи при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;

8

• определение оптимальных специальных условий для получения
основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их
личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
• разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;
• реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК);
• реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации
и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
• обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
• осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Содержание программы коррекционной работы, наряду с принципами,
описанными в ПООП ООО определяют следующие принципы:
–
Принцип
единства
диагностики
и
коррекции (отражает
целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе,
логопедической помощи обучающему с ТНР. Это один из основополагающих
принципов, так как эффективность коррекционной работы в большой мере
зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип реализуется в
двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы
обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его основании составляется первичное
заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует
постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе коррекционной
работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи
самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологопедагогического воздействия.
–
Принцип развития предполагает выделение в процессе
коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне
ближайшего развития обучающегося.
–
Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и
развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических
мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого
дефекта, психического и физического развития обучающихся.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
мероприятий определяются в соответствии со следующими тематическими
разделами:
–
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной
регуляции поведения и деятельности;

9

–
мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию
отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей
поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой
личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию
микросоциума;
–
мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие
рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей
личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих
оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
–
мероприятия,
направленные
на
развитие
и
коррекцию
коммуникативной сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях
общения, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в
различных условиях;
–
мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы;
–
мероприятия, направленные на предупреждение и преодоление
вторичных вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной
деятельности обучающегося;
–
мероприятия, направленные на преодоление недостатков речевого
развития, на формирование и развитие полноценной речевой деятельности;
–
мероприятия, направленные на психологическую поддержку
обучающихся с ТНР.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со
специалистами
(учитель-логопед,
педагогпсихологидр.)планируютсяпоиндивидуально-ориентированным
коррекционноразвивающим программам (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
коррекционной
работы

Коррекционноразвивающее

Привлекаемые
специалисты
к
реализации данного
направления

Учителя
предметники

Социальный

Деятельность
специалистов
в
рамках
данного
направления

- 1.Применение
методов и приемов,
способствующих
развитию речи
обучающихся с
ТНР.
2. Устранение
пробелов в знаниях
путем
индивидуальной
работы с
обучающимся.
Организация

Ожидаемые
результаты
коррекционной
работы
специалистов
выделенным
направлениям
Позитивная
динамика
отслеживаемых
параметров.
Успешность
освоения
предметных
результатов.

Позитивная

по

10

Консультативнопросветительское
направление

педагог

взаимодействия
всех участников
образовательных
отношений

Классный
руководитель

Консультирование
родителей
по
вопросам
особенностей
воспитания
и
обучения детей с
тяжелыми
нарушениями речи
Консультация,
беседа,
родительские
собрания и т.д.

Заместитель
директора по УВР

Консультирование
педагогов
по
выбору
индивидуально
ориентированных
методов и приёмов
работы
с
обучающимися,
имеющими
тяжелые нарушения
речи
Консультирование
педагоговпредметников по
педагогическим и
социальноличностным
особенностям детей
с ТНР

Заместитель
директора по УВР

динамика
отслеживаемых
параметров.
Успешность
освоения
предметных
результатов.
Помощь родителям
(законным
представителям) в
выборе стратегий
воспитания
обучающегося с
тяжелыми
нарушениями речи.
Ознакомление
родителей
с
особенностями
младших
подростков с ТНР.
Помощь в выборе
индивидуальноориентированных
методов и форм
работы с
обучающимися,
имеющими тяжелые
нарушения речи.

Ознакомление
коллег
с
педагогическими и
социальноличностными
особенностями
обучающихся
с
тяжелыми
нарушениями речи

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа
может осуществляться по программам дополнительного образования разной
направленности
(художественноэстетическая,оздоровительнаяидр.),опосредованно стимулирующих преодоление
трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
Программы допобразования для обучающихся основного общего
образования МБОУ «Нижнетоемская СОШ»:
Наименование ДООП
направленность
Количество часов
«Балаганчик»
художественная
1
«Шахматы в школе»
Спортивно
– 1

11

«Настольный теннис»
«Подвижные игры»
«Мультипликатор»

оздоровительная
Спортивнооздоровительная
Спортивнооздоровительная
техническая

1
1
1

2.4.3. Механизмы реализации программы
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов
образовательной организации, представителей администрации и родителей
(законных представителей).
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной
деятельности при освоении содержания основной образовательной программы.
На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционноразвивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение
учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью
специальных методов и приемов.
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в
индивидуальной, групповой или подгрупповой форме.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих
занятий может возникнуть в следующих случаях:
–
необходимость дополнительно педагогического сопровождения после
длительной болезни или медицинской реабилитации,
–
низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных
компетенций или их распад, обусловленные наличием органической патологии,
–
зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,
–
недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,
–
и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе
индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
2.4.4. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение
требований к результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с
ТНР.
Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными
программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся
должен быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи,

12

соответствующий
возрастному
уровню,
или
могут
сохраняться
минимизированные проявления нарушений устной и письменной речи до уровня,
позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области
общеобразовательной подготовки.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Соответствует учебному плану основного общего образования МБОУ
«Нижнетоемская СОШ»

Учебный год в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Верхнетоемского
муниципального
округа
"Нижнетоемская
средняя
общеобразовательная
школа"начинается01.09.2023и заканчивается 28.05.2024.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по5-ти дневной учебной неделе. В 20232024г отсутствует 6 класс.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29
часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного
плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на проведение
учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся:
5 класс:

 На увеличение количества часов на предмет «физическая культура», 1 ч;
 Учебный курс «Здоровый образ жизни», 0,5ч;
 Учебный курс «Финансовая грамотность», 0,5.
7 класс:

 На увеличение количества часов на предмет «физическая культура», 1 ч;
 Учебный курс «Здоровый образ жизни», 0,5ч;
 Учебный курс «Финансовая грамотность», 0,5.
8 класс:
 Учебный предмет «черчение», 1 ч;
 Учебный курс «Основы проектной деятельности», 1ч;
 Учебный курс «Особенности устной речи», 0,75ч;
 Учебный курс «Финансовая грамотность», 0,25.
9 класс:

13







Учебный курс «Финансовая грамотность», 0,25;
Учебный курс «Комплексный анализ текста», 1ч;
Учебный курс «От теории к практике. Решение географических задач», 0,5;
Учебный курс «Основы функциональной грамотности», 0,25;
Учебный курс «Информационная грамотность», 0,5.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Верхнетоемского муниципального
округа "Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа"языком обучения является

русский

язык.
По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 8-9
классов заканчивается изучение родного (русского) языка и родной (русской) литературы на уровне
ООО.

При изучении предметов технология в 8классеосуществляется деление учащихся на подгруппы
(мальчики, девочки).
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за
учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с
календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части,
формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются
«зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального
бюджетного образовательного учреждения Верхнетоемского муниципального округа "Нижнетоемская
средняя общеобразовательная школа".
Освоение основной образовательной программыосновного общего образования завершается
итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения
образования составляет 5лет.

основной

образовательной

программы

основного

общего

14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю
5
6
7
8
Обязательная часть
Русский язык и литература
Русский язык
5
6
4
2,5
Литература
3
3
2
1,5
Родной язык и родная
Родной (русский) язык
0
0
0,5
литература
Родная (русская)
0
0
0,5
литература
Иностранные языки
Иностранный язык
3
2
3
3
Математика и информатика Математика
5
5
0
0
Алгебра
0
3
3
Геометрия
0
2
2
Вероятность и статистика
0
1
0
Информатика
0
1
1
Общественно-научные
История
2
2
2
2
предметы
Обществознание
0
1
1
1
География
1
1
2
2
Естественно-научные
Физика
0
2
2
предметы
Химия
0
0
2
Биология
1
1
1
2
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
0
Музыка
1
1
1
1
Технология
Технология
2
2
2
1
Физическая культура и
Физическая культура
3
3
3
2
основы безопасности
Основы безопасности
0
0
1
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Основы духовноОсновы духовно1
0
0
нравственной культуры
нравственной культуры
народов России
народов России
Итого
28
30
31
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
черчение
1
Финансовая грамотность
0.5
0.5
0,25
ЗОЖ
0,5
0.5
0
Решение математических задач разного уровня сложности
0
0
0
при подготовке к ЕГЭ
Комплексный анализ текста
0
0
0
От теории к практике. Решение географических задач
0
0
0
Особенности устной речи
0
0
0,75
Основы проектной деятельности
0
0
1
Основы функциональной грамотности
0
0
0
Информационная грамотность
0
0
0
Итого
1
0
1
3
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
32
33
Количество учебных недель
34
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1088
1122

9
2
2
0.5
0.5
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
2
2
2
0
0
1
2
1
0
30.5

0,25
0
0
1
0,5
0
0
0,25
0,5
2,5
33
34
1122

15

3.2. Календарный учебный график
Соответствует ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ».

3.3. План внеурочной деятельности
Соответствуют ООП ООО МБОУ «Нижнетоемская СОШ»

3.4. Условия реализации АООП ООО
3.4.1. Описание общесистемных условий реализации адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
Соответствуют требованиям ФГОС ООО
3.4.2. Описание кадровых условий реализации адаптированной программы
основного общего образования
В МБОУ «Нижнетоемская СОШ» в реализации программы АООП
ООО
участвуют:
классный
руководитель,
педагоги-предметники,
социальный педагог.
Все специалисты прошли курсы повышения квалификации по работе с
детьми с ОВЗ.
3.4.3. Описание психолого-педагогических условий реализации
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования
Наряду с условиями, описанными в ООП ООО, необходимо создание
условий, обеспечивающих специальные образовательные потребности
обучающихся с ТНР.
В зависимости от доступных обучающимся видов речевой
деятельности работа с вербальным материалом в процессе обучения
варьирует. Выбор конкретного варианта осуществляется учителямипредметниками в соответствии с тяжестью проявления и структурой
речевого нарушения.
Отбор вербального материала для изучения осуществляется в
соответствии с целевыми и содержательными установками каждой
конкретной дисциплины, а также с учетом речеязыковых возможностей
обучающихся.
Предъявление вербального материала осуществляется в зависимости от
индивидуальных особенностей восприятия обучающихся и может быть
только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и
письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование

16

вербального материала (например, текстовых задач и т.п.) в графический или
предметный (схемы, модели и др.).
Изложение обучающимся текстового материала в устной и или
письменной форме иные виды работы с текстом (редактирование,
трансформация,
восстановление
и
др.)
осуществляется
после
предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или
конкретные образцы.
3.4.4. Финансово-экономические условия реализации адаптированной
образовательной программы основного общего образования
Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
ОВЗ, в том числе обучающихся с ТНР, базируется на нормах закона «Об
образовании в Российской Федерации» (п.3 части 1 ст. 8; п. 2 ст. 99) и
подходах, прописанных в разделе 1.5.3
Примерной основной
образовательной программы основного общего образования.
3.4.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
адаптированной программы основного общего образования
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Соответствует требованиям ФГОС ООО и современному состоянию
информационно-коммуникационных средств: имеется доступ к ресурсам
сети Интернет (кабинет информатики), библиотеки.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».