Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхнетоемского муниципального округа
«Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО:
протокол педсовета № 02
от «24» октября 2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
________________/Е.А.Порывкина/
приказ № 74 от «24» октября 2024г.
Положение
об организации внеурочной деятельности в
МБОУ «Нижнетоемская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ
«Нижнетоемская СОШ» (далее — Положение) регламентирует условия формирования
и реализации внеурочной деятельности, в том числе порядок определения направлений
внеурочной деятельности в МБОУ«Нижнетоемская СОШ» (далее — школа) и выбор
курсов внеурочной деятельности обучающимися и их родителями (законными
представителями).
1.2. Положение разработано в соответствии с федеральным и региональным
законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29
декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральными образовательными
программами,
Методическими
рекомендациями
по организации внеурочной
деятельности по ФГОС НОО и ООО 2021 года (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03).
2. Основные условия реализации внеурочной деятельности
2.1. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего, основного общего
и среднего общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде —
умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу,
ответственность, работать в команде;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
2.2. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности;
занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся;
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся;
занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной
направленности.
2.3. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает:
свои особенности — условия функционирования, тип, особенности
контингента, кадровый состав;
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды школы, национальные
и культурные особенности региона, муниципалитета.
2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных,
определяемых школой самостоятельно. Формы внеурочной деятельности
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
2.5. Внеурочная деятельность реализуется школой самостоятельно. Также реализация
внеурочной деятельности возможна посредством сетевой формы реализации
образовательных программ, с привлечением ресурсов организаций дополнительного
образования, культуры, спорта и других партнеров.
2.6. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды
каникул на уровне основного общего и среднего общего образования. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере
с дневным пребыванием детей на базе школы, в туристических походах, экспедициях,
поездках и других.
2.7. Для организации внеурочной деятельности в школе разрабатываются рабочие
программы курсов внеурочной деятельности и планы внеурочной деятельности,
которые
утверждаются
в составе
основной
образовательной
программы
соответствующего уровня образования (далее — ООП).
2.8. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются
в соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе.
3. Правила разработки плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее — план) является основным
организационным механизмом реализации ООП начального общего, основного общего
и среднего общего образования.
3.2. План определяет формы организации и объем внеурочной деятельности.
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности.
3.2. Максимальный объем внеурочной деятельности, реализуемой за срок освоения
ООП, устанавливается федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования.
3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо
от продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся
не превышает 10 часов.
3.4. Объем недельной нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых
не менее 5 часов отводятся на обязательные занятия коррекционной направленности
с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
3.5. План формируется на нормативный срок освоения ООП. Дополнительно
педагогические работники вправе разрабатывать годовые и недельные планы
внеурочной деятельности
3.6. При формировании плана обязательно учитываются:
возможности школы и запланированные результаты ООП;
индивидуальные особенности и интересы обучающихся, пожелания
их родителей (законных представителей);
предложения педагогических работников и содержание рабочей программы
воспитания школы, планов классных руководителей.
4. Порядок учета индивидуальных потребностей обучающихся при
формировании внеурочной деятельности
4.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
и обучающиеся, освоившие ООП основного общего образования, вправе выбрать для
освоения курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой.
4.2. Для формирования перечня курсов внеурочной деятельности проводится опрос и
(или) анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей), после
анализа результатов которого определяются наименование и содержание курсов
внеурочной деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности.
4.3. При формировании перечня курсов внеурочной деятельности также учитывается
мнение педагогических работников и материально-техническое обеспечение школы.
5. Порядок участия обучающихся во внеурочной деятельности
5.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех
обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования.
5.2. Для проведения мероприятий и занятий по курсам внеурочной деятельности
допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели
классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня
образования.
5.3. Наполняемость группы устанавливается содержанием рабочей программы курса
внеурочной деятельности.
5.4. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале
учебного года заместителем директора по учебно-воспитательной работе с учетом
установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос
занятий или изменение расписания производится только по согласованию с
директором школы и оформляется документально.
6. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
6.1. При реализации курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей
школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
6.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать
в дистанционном режиме:
проектные и исследовательские работы обучающихся;
деятельность школьных научных обществ;
просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей,
концертов;
посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения
и карьерного
консультирования,
представителями
работодателей,
сотрудниками научных организаций;
просмотр
видеолекций
и образовательных
сюжетов
о современных
достижениях науки и технологий;
оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические
разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
мастер-классы,
развивающие
занятия,
консультации,
тренировки,
тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые
в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
6.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет
соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
педагогических
работников
с обучающимися,
и занятий
с применением
дистанционных технологий.
6.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий школа:
своевременно доводит до сведения обучающихся и родителей (законных
представителей)
обучающихся
информацию
о правилах
участия
во внеурочной деятельности;
сообщает расписание запланированных дистанционных активностей
обучающихся, наименования используемых технологических платформ
и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов;
разъясняет формы представления результатов и достижений для учета;
ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам
курсов внеурочной деятельности;
обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций
по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ
обучающихся;
оперативно
информирует
обучающихся
и их родителей
(законных
представителей) об изменениях расписания или адресах подключения
к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени.
7. Учет достижений и промежуточная аттестация
7.1. Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией
обучающихся в формах, определенных целевым разделом ООП и (или) программой
курса внеурочной деятельности.
7.2. Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках
внеурочной деятельности являются:
формирование портфолио;
выполнение проекта или творческой работы.
7.3. Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных
программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих
образовательную деятельность в соответствии с приказомМинистерства науки и высшего
образования
Российской
Федерации,
Министерства
просвещения
Российской
Федерацииот 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность».
8. Контроль реализации внеурочной деятельности
8.1. Контроль реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках
внутреннего контроля качества образования.
8.2. За реализацию программы курса внеурочной деятельности в полном объеме
отвечает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы.
Общее руководство осуществляет заместитель директора по УВР.