1 Пояснительная записка Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития; нормативнометодическими документами Минобрнауки Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами в области образования, а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ТНР. Также программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях: комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов); компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский); поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин). 2 Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы. Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся 2 класса для детей с ОВЗ отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Картина речевых нарушений обучающихся характеризуется множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами. У значительной части школьников отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций. В соответствии с данной программой планируется обеспечить результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Системное и общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клиникопедагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, нарушения письменной речи). Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы. Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у 3 детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Учащимся присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных). Обучающихся 2 класса с ОВЗ отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей имеет свои особенности и эмоционально-волевая сфера нуждается в формировании. Нарушения устной речи обучающихся с НРСХ приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм. Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.) Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ОВЗ с различным уровнем речевого развития определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования. Цель коррекционно-педагогической работы во 2 классе для детей с ОВЗ, имеющим речевые нарушения: коррекция устной речи, предупреждение и исправление нарушений письменной речи, сопровождение в усвоении АООП. Задачи: своевременно выявить обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; определить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения; создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте; повышать возможности обучающихся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ; корректировать устную речь, а также развивать аналитикосинтетическую и регуляторную деятельности; 4 сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения навыком письма и чтения. создать комфортность воспитательного, образовательного, коррекционно-развивающего процесса; оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам коррекции устной и письменной речи. Формы организации коррекционно-развивающего процесса Занятия по развитию речи и речемыслительной деятельности проводятся в миниподгруппах. Продолжительность подгрупповых занятий - 40 минут. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию устной и письменной речи. Продолжительность индивидуальных занятий - 40 минут. Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающей программы В результате коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Личностные результаты: - осознание языка, как основного средства человеческого общения; - осознание необходимости изучения родного языка; - развитие познавательного интереса к родному языку; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях. Метапредметные результаты: - сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений; - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи; - умение задавать вопросы; 5 - готовность слушать собеседника и вести диалог. Предметные результаты: - формирование устной речи; - формирование способа звукового анализа слова; - систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах; - выполнение репродуктивных письменных заданий (списывание, письмо под диктовку). Содержание коррекционно-педагогической работы I. Развитие устной речи как основа формирования письма Коррекция дефектов звукопроизношения. Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы и явления с помощью описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы). Развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции. Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно). Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного анализа и синтеза: 1. Обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, середине, конце слова, выделение согласного звука в конце, середине и в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки); 2. Формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью схем, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков); 3. Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слов без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных и согласных звуков в заданном слове). II. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы. 6 III. Развитие процессов, составляющих базу формирования письменной речи Развитие речеслухового восприятия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, двигательной памяти, образной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля. Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы Тема Количество часов Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук «О». Буква О. 1 Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Звук «А». Буква А. Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук «Э». Буква Э. Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж». Звук «И». Буква И. Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звук «Н и Нь». Буква Н. Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки «Т и Ть». Буква Т. Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки «С и Сь». Буква С. Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши». Звуки «Р и Рь». Буква Р. Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки «В и Вь». Буква В. Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки «Л и Ль». Буква Л. Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг.Стадо». Звуки «К и Кь». Буква К. Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Звуки «М и Мь». Буква М. Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор». Звуки «Д и Дь». Буква Д. Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные». Звуки «П и Пь». Буква П. Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные». Звук 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 «У». Буква У. Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Звук «У». Буква У. 1 1 Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди». Звук «ы». Буква Ы. 1 Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната». Звуки «Г и Гь». Буква Г. 1 Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью». Звуки «З и Зь». Буква З. Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья». Звуки «Б и Бь». Буква Б. Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер». Звуки «Ч». Буква Ч. Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер.Люди». Звук «Й». Буква Й. Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун». Звуки «Х и Хь». Буква Х. Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук «Ж». Буква Ж. Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник». Звук «Ш». Буква Ш. Тема 26-27. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Ю. Звук «Ц». Буква Ц. Тема 28-29. Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика». Буква Е. Звук «Щ». Буква Щ. Тема 30-31. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Е. Звуки «Ф и Фь». Буква Ф. Тема 32-33. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Ь. Буква Ъ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8