Рабочая программа учебного предмета "Развитие речи" для обучающегося 2 класса на 2024 - 2025 учебный год

1

Пояснительная записка
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая
речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению
окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего
поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях
целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период
обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при
достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную
степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков
свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина
Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего
школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно
очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют
правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение
чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема
нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике
школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной
учебной деятельности.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития; нормативнометодическими документами Минобрнауки Российской Федерации и другими
нормативно-правовыми актами в области образования, а также Федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования для
обучающихся
с
задержкой
психического
развития;
Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
для обучающихся с ТНР.
Также программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и
основывается на следующих теоретических положениях:
 комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
 компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации
патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский,
П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
 поэтапное
формирование
умственных
операций
(А.Н.
Леонтьев,
П.Я.Гальперин).

2

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность,
последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход,
онтогенетический принцип развития речевой системы.

Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся 2
класса для детей с ОВЗ отклонений в правильном произношении звуков, в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного
высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы
общеобразовательной школы.
Картина
речевых
нарушений
обучающихся
характеризуется
множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными
анализаторными расстройствами.
У значительной части школьников отмечаются особенности речевого
поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых
расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно
не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения,
неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения
проблемных ситуаций.
В соответствии с данной программой планируется обеспечить результаты
по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Системное и общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных
сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клиникопедагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия,
ринолалия, заикание, нарушения письменной речи).
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей
отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении
речевой функциональной системы.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с
нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной
речи при относительно благополучном понимании обращенной речи.
Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без
специального обучения, резко снижается.
Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом
разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно
влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
3

детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они
забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь
между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии
словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Учащимся присуще и некоторое отставание в развитии двигательной
сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в
выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений,
трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих
пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и
пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся 2 класса с ОВЗ отличает выраженная диссоциация между
речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей имеет свои
особенности и эмоционально-волевая сфера нуждается в формировании.
Нарушения устной речи обучающихся с НРСХ приводят к возникновению
нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение
осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и
нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого
этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего
патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких,
специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так
и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут
сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с
ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии,
афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.)
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ОВЗ
с различным уровнем речевого развития определяют необходимость
многообразия специальной поддержки в получении образования.
Цель коррекционно-педагогической работы во 2 классе для детей с ОВЗ,
имеющим речевые нарушения: коррекция устной речи, предупреждение и
исправление нарушений письменной речи, сопровождение в усвоении АООП.
Задачи:

своевременно выявить обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;

определить особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ, имеющих речевые нарушения;

создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей
первоначального обучения грамоте;

повышать возможности обучающихся в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ;

корректировать устную речь, а также развивать аналитикосинтетическую и регуляторную деятельности;

4


сформировать
обобщенные
представления
(речеслуховые,
речедвигательные,
зрительно-пространственные,
зрительно-двигательные),
необходимые для овладения навыком письма и чтения.

создать
комфортность
воспитательного,
образовательного,
коррекционно-развивающего процесса;

оказание родителям (законным представителям) обучающихся
консультативной и методической помощи по вопросам коррекции устной и
письменной речи.
Формы организации коррекционно-развивающего процесса
Занятия по развитию речи и речемыслительной деятельности проводятся в
миниподгруппах. Продолжительность подгрупповых занятий - 40 минут. К
категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию
устной и письменной речи. Продолжительность индивидуальных занятий - 40
минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающей программы
В результате коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ будут
сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные
учебные действия.
Личностные результаты:
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка;
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и коммуникативных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по
плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с
доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать
простейшие модели);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных
связей, построением рассуждений;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных
познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и
диалогической формами речи;
- умение задавать вопросы;
5

- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
- формирование устной речи;
- формирование способа звукового анализа слова;
- систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о
некоторых орфограммах;
- выполнение репродуктивных письменных заданий (списывание, письмо
под диктовку).
Содержание коррекционно-педагогической работы
I.

Развитие устной речи как основа формирования письма

Коррекция дефектов звукопроизношения.
Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам,
развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов,
явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять
предметы и явления с помощью описания (загадки), закрепление четкости и
разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).
Развитие умения составлять предложения с заданным словом,
восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать
новые слова с использованием разных способов словообразования,
объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать
логико-грамматические конструкции.
Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать
оппозиционные звуки изолированно).
Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного анализа и
синтеза:
1. Обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в
начале, середине, конце слова, выделение согласного звука в конце,
середине и в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки);
2. Формирование
полного
фонемного
анализа
(определение
последовательности и количества звуков в слове с помощью схем, умение
давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков);
3. Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слов
без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и
окружения заданного звука в слове, количества гласных и согласных
звуков в заданном слове).
II.
Формирование и закрепление основных действий, входящих в
состав письма
Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор
соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и
письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной
буквы.
6

III.
Развитие процессов, составляющих базу формирования
письменной речи
Развитие речеслухового восприятия, зрительно-пространственного
восприятия, зрительной и слуховой памяти, двигательной памяти,
образной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля.
Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы
Тема

Количество часов

Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Осенний пейзаж». Звук «О». Буква О.

1

Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы».
Звук «А». Буква А.
Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы
готовятся к зиме». Звук «Э». Буква Э.
Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Зимний пейзаж». Звук «И». Буква И.
Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звук
«Н и Нь». Буква Н.
Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика».
Звуки «Т и Ть». Буква Т.
Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки «С и Сь».
Буква С.
Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши».
Звуки «Р и Рь». Буква Р.
Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают
скворечник». Звуки «В и Вь». Буква В.
Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки «Л и Ль».
Буква Л.
Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Летний пейзаж. Луг.Стадо». Звуки «К
и Кь». Буква К.
Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Звуки
«М и Мь». Буква М.
Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Двор». Звуки «Д и Дь». Буква Д.
Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».
Звуки «П и Пь». Буква П.
Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Двор. Домашние животные». Звук

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

7

«У». Буква У.
Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Улица». Звук «У». Буква У.

1
1

Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Улица. Люди». Звук «ы». Буква Ы.

1

Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Комната». Звуки «Г и Гь». Буква Г.

1

Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Комната с мебелью». Звуки «З и Зь».
Буква З.
Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Комната. Семья». Звуки «Б и Бь».
Буква Б.
Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Сквер». Звуки «Ч». Буква Ч.
Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Сквер.Люди». Звук «Й». Буква Й.
Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Цирк. Клоун». Звуки «Х и Хь». Буква
Х.
Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук «Ж».
Буква Ж.
Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности
по лексической теме «Цирк. Фокусник». Звук «Ш». Буква
Ш.
Тема 26-27. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж.
Дети собирают грибы». Буква Ю. Звук «Ц». Буква Ц.
Тема 28-29. Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж.
Дети лепят снеговика». Буква Е. Звук «Щ». Буква Щ.
Тема 30-31. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж.
Дети кормят зимующих птиц». Буква Е. Звуки «Ф и Фь».
Буква Ф.
Тема 32-33. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж.
Дети кормят зимующих птиц». Буква Ь. Буква Ъ.

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».