Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для обучающегося 3 класса (интелектуальные нарушения)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
разработана в соответствии с:
● Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
● приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
● приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования;
● приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015»;
● приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»,
● приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря
2018г. №345»,
● постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
● примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
● письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. №
ВК- 11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
● письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517
«Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Цели и задачи образования
2

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель – приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
 накапливать первоначальные впечатления от музыкального искусства и
получать доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
 приобщать к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формировать стремления и привычки к слушанию музыки,
посещать концерты, самостоятельной музыкальной деятельности и др.;
 развить способность получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделять собственные предпочтения восприятии музыки, приобретать опыт к
самостоятельной музыкально деятельности;
 формировать простейшие эстетические ориентиры и их использовать в
организации обыденной жизни и праздника;
 развивать восприятие, в том числе восприятие музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности
обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыка» для I класса разработана с учётом
особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном
развитии и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной
адаптации.
Распределение изучаемого материала I класса представлено с учетом
познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся.
Материалы разделов «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной
грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» распределены по
урокам на весь учебный год. Частично учебный материал дополнен резервом из
раздела «Дополнительный материал».
Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный
музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные
музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определённый
музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной
деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в
собственные силы. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка»
обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной
3

дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс
основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального
воспитания,
комплексности
обучения,
доступности,
систематичности,
последовательности, наглядности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательная область «Искусство».
Предмет «Музыка и пение». Согласно учебного плана МБОУ «Нижнетоемская
СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего
адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в
неделю, 66 часов в год.
Планируемые
результаты
Личностные результаты:
 формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать
знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на
организационную деятельность учителя.
 осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Предметные результаты:
 выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
музыкальных произведений;
 пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень
является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ
Уровни овладения предметными результатами
1 класс
Минимальный уровень:
 понимание роли музыки в жизни человека;
 овладение элементами музыкальной культуры;
 элементарные эстетические представления;
 эмоциональное восприятие музыки во время слушания музыкальных
произведений.
Достаточный уровень:
 умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;
 понимание роли музыки в жизни человека;
 эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной
музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных
произведений;
 способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
 владение навыками выражения своего отношения к пластике, мимике.
4

Характеристика обучающихся с учетом уровня овладения предметными
результатами
Достаточный уровень.
Обучающийся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения.
Определяют характер и содержание музыкальных произведений (веселый грустный,
спокойный). Стараются воспроизвести ритмический рисунок попевок, но часто
ошибаются. С помощью показа учителя ошибки исправляются. Различают жанры
музыки: песня, танец, марш. Различают звуки по высоте. Участвуют в игре на ударношумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Выразительно и достаточно эмоционально исполняют выученные песни.
Минимальный уровень. Обучающиеся испытывают трудности при слушании
музыкального произведения из-за недостаточной усидчивости и внимания.
Наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, в результате
нет слаженности в хоровом пении, прослеживается отставание от остальных
обучающихся. Участвуют в коллективной игре на ударно шумовых инструментах
(маракасы, румба, бубен, треугольник. Исполняют песни с помощью учителя и
музыкального сопровождения.
Содержание учебного предмета
1 класс
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: «Восприятие музыки», «Хоровое
пение», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра». Содержание программного материала уроков состоит из
элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
 овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
 развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
 развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
 развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
 развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
 развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
5

развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
 развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
 ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
 знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар:
 произведения отечественной музыкальной культуры;
 музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная;
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
Знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии,
короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего
режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения
 обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
 работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
 формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах;
-развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами;
 развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
 пение коротких попевок на одном дыхании;
 формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
 развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла
текста песни;
 развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на
один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого
произведения;
 развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой;
 способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
 активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
 развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
6

 работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем
диапазоне;
 развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений;
 развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
 дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте);
 развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизувверх);
-развитие умения определять сильную долю на слух;
 развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
 формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
 развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон;
-развитие устойчивости унисона;
-обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением
строя и ансамбля;
 развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
 пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
 укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми 1 – ля 1, ре 1 –
си 1, до 1 – до 2.
 получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
 ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
 ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая –forte, тихая –
piano);
 развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
 элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот,
порядок нот в гамме до мажора).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
 обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
7

 обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
 обучение игре на фортепиано.

8

Тематическое планирование
№
п/п
1.

Раздел и темы
учебного
предмета, курса
Пение
Вокальнохоровая работа

Формирование
элементарных
музыкальных
навыков
2.

Слушание
музыки
Восприятие
музыки

Развитие
музыкальнослуховых
представлений

3.

4.

Элементы
музыкальной
грамоты

Количест
во часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные рабо
творческие и практические задания, экскурсии и др. формы заня
используемые при обучении)

35ч
17ч

18ч

Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом;
артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1;
музыкальных инструментах.
Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом;
артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1;
музыкальных инструментах.

21ч

9ч

12ч

2ч

Игра
на
музыкальных
инструментах
8ч
детского
оркестра
Итого
66 ч

Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности:
раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное форм
гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства
пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.
Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом;
артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1;
музыкальных инструментах.
Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом;
артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1;
музыкальных инструментах.
Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом;
артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1;
музыкальных инструментах.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Наглядный учебный материал:
- Комплект портретов русских и зарубежных композиторов
- Иллюстрации картин природы разных времён года.
- Дидактический материал «Волшебная шкатулка».
- Дидактический материал «Музыкальное домино».
- Нотный стан.
- Ноты.
Дидактический материал:
- «Пение. Слушание музыки». Д. Кабалевский . 2003 г.
- П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.
- Ю. Зацарный. «Русские народные песни».
9

- Г.Струве «Хоровое сольфеджио» Изд. ЦСДК 1994г.
- «Песенник для малышей» Москва «Музыка» 1986г
Учебные пособия:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М.
Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров,
народного и симфонического оркестра.
- Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений
творческих коллективов.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Набор музыкальных инструментов детского оркестра.
Натуральные объекты: флажки, ленты, цветы.
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийный комплекс
- Музыкальная аппаратура
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий,
учебных фильмов)
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.

10

Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание
организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в
рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований,
сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте,
образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки
личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты
оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не
только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с
локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и
критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации
обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и
учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более
успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего
воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные
качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль
достижения
обучающимися
уровня
государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих
формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.

11

Календарно - тематическое планирование
«Музыка» (2 часа в неделю, всего 66 часов)
№
уро
ка

Дата

план

Тема урока

Тип
урока

Цели урока

Методы и приёмы

фак
т
I четверть 18 ч

1.

2.

3.

4.

12

02.сен

04.сен

09.сен

11.сен

5.

16.сен

6.

18.сен

Урок-музыкально
двигательной
разрядки.
Знакомство
с
дирижерскими
жестами: внимание,
вдох,
начало
и
окончание пения.
«Попевки» р.н.п
Разучивание песни
«Чему
учат
в
школе».
Муз.
Шаинского.

Познакомить обучающихся с Сообщен
элементарными дирижерскими ие новых
жестами и правильно следовать знаний
им: внимание, вдох, начало
пения и его окончание.

Познакомить с новой песней.
Формирование
вокально
хоровых
навыков:
умения
слышать
вступление
и
правильно начинать пение
вместе с педагогом
Урок-театрализация Умение соблюдать в процессе
Разучивание песни пения установку: правильно
«Чему
учат
в сидеть и стоять, не напрягая
школе».
Муз. корпус.
Обучение
Шаинского.
непринужденному, напевному и
льющемуся пению, умеренному
по силе.
Слушание
Развитие
элементарных
музыкального
представлений о многообразии
произведения
внутреннего
содержания,
«Детская полька» прослушиваемых
сочинений.
муз. Глинки
Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное произведение.
Урок-инсценировка Развивать умение внимательно
Слушание музыки прослушивать
музыкальное
«Детская полька» произведение
эмоционально
муз. Глинки. Игра откликаться.
Закрепление
на детских муз жанра - «полька»
инструментах
Разучивание песни Формировать
умение
«Золотая
осень» одновременно
начинать
и

Рассказ, беседа, анализ.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей исполнен
учителем.
Пок
иллюстраций Упражнени
распевки.

Комбини
рованны
й

Беседа,
Прослушиван
фрагмента песни с голоса

Комбини
рованны
й

прослушивание
аудиозаписей Исполнен
учителем на аккордеоне

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны

прослушивание
аудиозаписей

пок

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

23.сен

25.сен

30.сен

02.окт

07.окт

09.окт

муз.
Тиличеевой.
Повторение песни
«Чему
учат
в
школе»
муз.
Шаинского.

заканчивать пение Различать й
запев,
припев,
проигрыш.
Правильно сидеть, не напрягая
корпус.

учителя
распевки.

Урок-вернисаж
Разучивание песни
«Золотая осень»
муз. Тиличеевой
Закрепление песни.
«Чему учат в
школе» муз.
Шаинского.

Формирование
основных Комбини
свойств голоса (звонкость, рованны
полетность,
ровность) й
Одновременно
начинать
и
заканчивать пение Различать
запев, припев, проигрыш.

Показ
иллюстраци
Беседа,
прослушиван
аудиозаписей
пен
цепочкой

Знакомство
с Формировать представление о
музыкальными
звучании скрипки и барабана.
инструментами:
Формировать умение спокойно
прослушивать
звучание
скрипка, барабан.
инструментов.
эмоционально
откликаться.
Развитие
слухового
внимания
и
музыкальной памяти.
Урок-сказка
Продолжать
формировать
Знакомство с
представление
о
звучании
музыкальными
скрипки
и
барабана.
инструментами:
Формировать умение спокойно
скрипка, барабан.
прослушивать
звучание
инструментов.
Развитие
слухового
внимания
и
музыкальной памяти.
Разучивание песни Умение соблюдать в процессе
«Веселый
пения установку: правильно
музыкант»
муз. сидеть и стоять, не напрягая
Филиппенко.
корпус.
Обучение
Повторение песни непринужденному, напевному и
«Золотая
осень». льющемуся пению, умеренному
Муз. Тиличеевой.
по силе. Правильно следовать
дирижерским
жестам:
внимание, вдох, начало пения и
его окончание
Урок-игра
Формировать
умение
петь
Разучивание песни
спокойно, без выкриков. Работа
«Веселый
над чистотой унисона.
музыкант» муз.
Филиппенко.
Повторение песни
«Золотая осень».
Муз. Тиличеевой.
Слушание
Развитие
элементарных
музыкального
представлений о многообразии
произведения.
внутреннего
содержания,
«Медвежата»- муз. прослушиваемого произведения
М. Красева, сл. Н. развивать умение спокойно и

Упражнени

Сообщен Показ
иллюстраци
ие новых прослушивание
знаний
аудиозаписей,
пок
учителя Игра на бараба
Дидактический материал.

Комбини
рованны
й

Показ иллюстраций Бесед
прослушивание
аудиозаписей
Игра
барабане.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей
Пен
цепочкой

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей
Проигрывание
ритмического рисунка

Комбини
рованны
й

прослушивание
аудиозаписей
учителя

пок

Френкель

13.

14. .

15.

16

17.

18.

14.окт

16.окт

21.окт

23.окт

28.окт

30.окт

Урок-путешествие
Разучивание песни
«Медвежата»- муз.
М. Красева, сл. Н.
Френкель.
Слушание музыки
«Марш деревянных
солдатиков» П. И.
Чайковский.
Урок-путешествие
в мир природы
музыкального
театра
Слушание
музыки
«Марш
деревянных
солдатиков» П. И.
Чайковский.
Разучивание песни
«Веселые
матрешки»
муз.
Слонова.

внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Определять характер
Совершенствовать
умения
узнавать
и
запоминать
знакомые песни Одновременно
начинать и заканчивать пение с
простейшими
элементами
динамических
оттенков
Различать звуки по высоте.
Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Дать представление о жанре
музыки «марш»
Продолжать развивать умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Определять
различие в жанрах «марша» и
«танца»

Комбини
рованны
й

Иллюстрации
прослушивание
аудиозаписей

Комбини
рованны
й

прослушивание
аудиозаписей
пок
учителя
проигрыван
ритмического рисунка

Комбини
рованны
й

прослушивание
аудиозаписей
пок
учителя.
проигрыван
ритмического рисунка

Продолжать
формировать Комбини
понимание
дирижерских рованны
жестов.
Работа
над й
соблюдением
певческой
установки, чистотой унисона.
Различать вступление, запев,
припев, проигрыш

Беседа,
Прослушивани
аудио
запис
Дидактический материа
Проигрывание
ритмического рисунка
ложках.

Урок-концерт
Разучивание песни
«Веселые
матрешки»
муз.
Слонова

Узнавать знакомую песню Петь
выразительно, с выполнением
динамических
оттенков.
Обучение непринужденному,
напевному
и
льющемуся
пению, умеренному по силе
Различать вступление, запев,
припев, проигрыш
Разучивание песни: Познакомить
с
новой
«К
нам
гости украинской народной песней.
пришли». Музыка Формирование умения слышать
А. Александрова, вступление
и
правильно
слова М. Ивенсен.
начинать пение вместе с
учителем.
Умение
петь
спокойно, без выкриков.

Комбини
рованны
й

Бесед

Показ
матрешк
прослушивание
аудиозаписей
показ
исполнение
учител
Проигрывание
ритмического рисунка
ложках.

Сообщен Беседа,
Исполнен
ие новых музыкального
знаний
произведения
учител
Проговаривание
музыкальных
фр
шепотом.

II четверть 14 ч

19.

20.

14

11.ноя

13.ноя

Разучивание песни:
«К
нам
гости
пришли». Музыка
А. Александрова,
слова М. Ивенсен.
Слушание музыки
«Если добрый ты»муз. Б. Савельева,
слова А. Хайта

Умение соблюдать в процессе
пения установку: правильно
сидеть и стоять, не напрягая
корпус.
Обучение
непринужденному, напевному и
льющемуся пению, умеренному
по силе.
. Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Дать представление о жанре

Комбини
рованны
й

Упражнениераспевк
Проигрывание
ритмического рисунка.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио
запис
Ансамблевое пение.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

15

18.ноя

20.ноя

25.ноя

27.ноя

02.дек

04.дек

09.дек

11.дек

16.дек

Пение «К нам гости «Песня» Петь плавно, напевно
пришли»
муз. не
скандируя,
развивать
Александрова.
подвижность артикуляционного
аппарата
Слушание Музыки Узнавать
знакомые
песни,
«Если добрый ты»- исполненные
на
разных
муз. Б. Савельева, музыкальных
инструментах
слова А. Хайта. правильно
формировать
Пение «К нам гости гласные. Понимать текст песни,
пришли».
Муз связывая его с характером
Александрова
звучания.
Игра
на Обучать детей игре на ударномузыкальных
шумовых
инструментах.
инструментах
Познакомить с силой звучания:
«Итальянская
громко,
тихо.
Узнавание
полька»
муз.. произведения
исполненное
учителем
Рахманинова.
Разучивание песни: Познакомить
с
новым
«Голубые санки». музыкальным произведением.
Музыка
М.. Формирование умения слышать
Иорданского..
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом.
Разучивание песни: Умение соблюдать в процессе
«Голубые санки». пения установку: правильно
Музыка
М. сидеть и стоять, не напрягая
Иорданского.
корпус.
Обучение
непринужденному, напевному и
льющемуся пению, умеренному
по силе.
Слушание музыки Развитие
элементарных
«Белые
представлений о многообразии
кораблики»- муз. В. внутреннего
содержания,
Шаинского, слова прослушиваемых
сочинений.
Л. Яхнина.
Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное произведение.
Слушание
Развивать умение спокойно и
музыкального
внимательно
прослушивать
произведения
музыкальное
произведение
Узнавать
знакомые
«Белые
кораблики»- муз. В. музыкальные
произведения
Шаинского, слова Ознакомление
с
силой
Л. Яхнина.
звучания: громко, тихо.
Разучивание песни Знакомство с жанром «Песня«Новогодняя
- хоровод» Развитие понимания
муз. содержания песни на основе
хороводная»
характера ее мелодии.
Островского.
Разучивание песни Продолжение
работы
над
«Новогодняя«песниразучиванием
хороводная»
Умение
муз. хоровода»
Островского.
пение
с
согласовывать
движениями.
Разучивание песни: Познакомить
с
новым
«Елочка». Музыка музыкальным произведением.
М. Красева, слова З. Формирование умения слышать
Александровой.
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом. Развитие слухового

Комбини
рованны
й

прослушивание
ауд
записей, показ учителя

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей Исполнен
учителя
Портр
композитора Рахманинов

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио
запис
Проговаривание
музыкальных
фр
шепотом.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио
запис
Упражнения распевки

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио записей

Комбини
рованны
й

прослушивание
ауд
записей, показ учите
Портрет В. Шаинского.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио записей

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио
запис
Упражнения распевки

Комбини
рованны
й

Показ
иллюстрац
прослушивание
ауд
записей, показ учите
Упражнения распевки

внимания и чувства ритма.

30.

18.дек

Разучивание песни:
«Елочка». Музыка
М. Красева, слова З.
Александровой.
Повторение песен,
изученных во 2
четверти.

31.

23.дек

Повторение песен,
изученных во 2
четверти.
32.

25.дек

Продолжить работу над песней.
Развитие слухового внимания и
чувства ритма. Формирование и
развитие
танцевальных
движений в соответствии с
текстом.
Повторить и закрепить песни,
изученные во 2 четверти.
Правильно
формировать
гласные
звуки
отчетливо
произносить согласные в конце
и середине слов, правильно
передавать
мелодию
в
диапазоне
РЕ1-СИ1.петь
с
инструментальным
сопровождением и без него
Повторить
и
закрепить
изученные песни. Правильно
формировать гласные звуки
отчетливо
произносить
согласные в конце и середине
слов, правильно передавать
мелодию в диапазоне РЕ1СИ1.петь с инструментальным
сопровождением и без него

Комбини
рованны
й

Использование
прослушивание
ауд
записей, показ учите
Дидактический материал

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудио записей

Урок
повторен
ия

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей
пен
ансамблевое, сольное.

III четверть 18 ч
Разучивание песни:
«Песенка друзей»
муз. Герчик.
33.

34.

35.

36.

16

13.янв

15.янв

20.янв

22.янв

Познакомить
с
новым
музыкальным произведением.
Формирование умения слышать
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом. Развитие слухового
внимания и чувства ритма.
Разучивание песни: Продолжать работу над песней.
«Песенка друзей» Формирование умения слышать
муз. Герчик.
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом.
Формирование
основного свойства голоса
(звонкости,
полетности
и
ровности) Развитие слухового
внимания и чувства ритма.
Слушание музыки Развитие
элементарных
«Танец маленьких представлений о многообразии
лебедей» муз. П.И. внутреннего
содержания,
Чайковского.
прослушиваемых
сочинений.
Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Определять
его
характер
(веселое, грустное, спокойное)
Слушание
Узнавать ранее слышанное
музыкального
произведение. Определять его
произведения.
характер (веселое, грустное,
«Танец маленьких спокойное) и темп (быстро,
лебедей» муз. П.И. медленно) Развивать умение

Сообщен Беседа,
прослушиван
ие новых аудиозаписей Исполнен
знаний
учителем.

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й

Рассказ.
прослушивание
аудиозаписей
иллюстрации.

Комбини
рованны
й

Показ учителя. Словесн
инструкция
Пок
иллюстрации

Бесед
Пок

Чайковского.

37.

38.

27.янв

спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
с Познакомить с музыкальным
инструментами «Фортепиано»,
«гитара»,
их
звучанием,
формой.

Знакомство
музыкальными
инструментами:
«фортепиано»
«гитара»
Слушание музыки.
«Азбука»
муз.
Островского.

29.янв

Разучивание песни:
«Азбука»
муз.
Островского.
39.

03.фев

Музыка громкая –
тихая.
Слушание
музыки: «Клоуны».
Д. Кабалевского
40.

41.

05.фев

10.фев

Разучивание песни:
«Маме в день 8
марта»
муз.
Тиличеевой.

Разучивание песни:
«Маме в день 8
марта»
муз.
Тиличеевой
42.

43.

17

12.фев

24.фев

Игра на детских
музыкальных
инструментах
«Танец маленьких
лебедей».

Развитие
элементарных
представлений о многообразии
внутреннего
содержания,
прослушиваемых
сочинений.
Развивать умение спокойно и
внимательно
прослушивать
музыкальное произведение.
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Развитие
элементарных
представлений о многообразии
внутреннего
содержания,
прослушиваемых
произведений. Развивать
умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Определять характер, темп
музыкального произведения.
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Развивать
артикуляционный
аппарат.
Правильно
формировать
гласные
и
отчетливо
произносить согласные.
Обучать детей игре на ударношумовых
инструментах.
Познакомить с силой звучания:
громко,
тихо.
Узнавание
произведения
исполненное
учителем
Развитие
музыкального слуха, чувство
ритма,

Сообщен Беседа,
прослушиван
ие новых аудиозаписей
«Звучан
знаний
фортепиано, гитары»
Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й

Показ учителя. Словесн
инструкция Портрет
Кабалевского.

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й.

Показ учителя. Словесн
инструкция

Слушание музыки.
«Песня о бабушке»
муз. Филиппенко.
44.

26.фев

Разучивание песни:
«Песня о бабушке»
муз. Филлипенко.
45.

03.мар

Разучивание песни:
«Песня о бабушке».
46.

05.мар

47.

10.мар

48.

Повторение
изученных песен за
3 четверть.
Слушание музыки
«Во поле береза
стояла» р.н.п.

12.мар

Разучивание песни
«Во поле береза
стояла» р.н.п.
49.

50.

17.мар

19.мар

Слушание музыки
«Сел комарик на
дубочек» бел. н. п.

Развитие
элементарных
представлений о многообразии
внутреннего
содержания,
прослушиваемых
произведений. Развивать
умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Определять
характер
произведения
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Повторение
и закрепление
песен.

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Закрепле
ние
знаний
Развитие
элементарных Комбини
представлений о многообразии рованны
внутреннего
содержания, й урок
прослушиваемых
произведений. Развивать
умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Понимать его характер..
Разучивание
музыкального Комбини
произведения. Формирование рованны
умения слышать вступление и й урок
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
артикуляционного
аппарата
слухового внимания и чувства
ритма,
петь
слаженно
.прислушиваться друг к другу.
Развивать умение спокойно и Комбини
внимательно
прослушивать рованны
музыкальное
произведение й урок
Определять
характер
и
содержание
музыкального
произведения.

Беседа,
Прослушиван
аудиозаписей
Беседа,
Прослушиван
аудиозаписей
Пок
учителя.
Игра
балалайке.

Прослушивание
аудиозаписей
Пок
учителя. Игра на балалай

Рассказ Показ учител
Игра
на
балалайк
Дидактический материал

IV четверть 16 часов

51.

18

07.апр

Разучивание песни.
«Сел комарик на
дубочек» бел. н. п

Разучивание
музыкального Комбини
произведения. Формирование рованны
умения слышать вступление и й урок
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
артикуляционного
аппарата

Прослушивание
аудиозаписей Упражнен
-распевки. Показ учителя.

52.

53.

54.

55.

56.

09.апр

14.апр

слухового внимания и чувства
ритма,
петь
слаженно,
прислушиваться друг к другу.
Повторение песен, Повторить
и
закрепить
изученных в III изученные песни. выразительно
четверти.
и эмоционально исполнять
выученные песни. Правильно
формировать гласные звуки
отчетливо
произносить
согласные в конце и середине
слов, правильно передавать
мелодию в диапазоне РЕ1-СИ1,
петь
с
инструментальным
сопровождением и без него.
Слушание музыки. Развитие
элементарных
«Рондо – марш» представлений о многообразии
муз. Кабалевского.
внутреннего
содержания,
прослушиваемых
произведений. Развивать
умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Различать песню, танец, марш.

Слушание музыки.
«Рондо – марш»
муз. Кабалевского.

Развитие
элементарных
представлений о многообразии
внутреннего
содержания,
прослушиваемых
произведений. Развивать
умение
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение
Различать песню, танец, марш.

Игра
на
музыкальных
инструментах
«Рондо –марш» муз
Кабалевского

Обучать детей игре на ударношумовых
инструментах.
Различать
темпы:
быстро,
медленно. Сильную долю в
такте.
отмечая
ударными
инструментами.
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование
умения слышать вступление и
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Различать
вступление, запев, припев
Продолжение
разучивания
музыкального
произведения.
Формирование умения слышать
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом. Развитие слухового
внимания и чувства ритма
Разучивание
музыкального
произведения. Формирование

16.апр

21.апр

23.апр

Разучивание песни:
«Где
был
Иванушка?» р.н. п

Разучивание песни:
«Где
был
Иванушка?» р.н. п

19

57.

28.апр

58.

30.апр

Разучивание песниигры
«Догадайся

Урок
повторен
ия.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей
пен
ансамблевое, сольное.

Комбини
рованны
й урок.
Дидактич
еский
материал
:
Деревянн
ые
палочки
по числу
детей
Комбини
рованны
й урок.
Дидактич
еский
материал
:
Деревянн
ые
палочки
по числу
детей
Комбини
рованны
й.

Передавать
ритмическ
рисунок
попев
(хлопками на металлофо
голосом)

Комбини
рованны
й

Словесная
инструкци
Использование
дидактического материал

Комбини
рованны
й.

Беседа,
Проговариван
текста.
Пение
музыкальным
сопровождением и без не

Комбини
рованны

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Передавать
ритмическ
рисунок
попев
(хлопками на металлофо
голосом)

Словесная
инструкци
Рассказ. Показ учителя.

умения
слышать
голоса
сверстников
различать
их
Развитие слухового внимания
Разучивание песни: Продолжение
разучивания
«Догадайся,
кто музыкального
произведения.
поет».
муз. Формирование умения слышать
Тиличеевой
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом. Развитие слухового
внимания и.
Игра
на Обучать детей игре на ударномузыкальных
шумовых
инструментах.
инструментах
Развитие слухового внимания и
(бубен,
чувства ритма.
треугольник,
маракасы). «Марш»
Шостаковича
Слушание
Развивать умение спокойно и
музыкального
внимательно
прослушивать
произведения.
музыкальное
произведение
«Детская полька» - определять
характер
муз. М. Глинки.
произведения.
Определение
сильной доли, определение
жанра.
Разучивание
Знакомство с музыкальным
русской народной произведением. Формирование
песни:
«Веселые умения слышать вступление и
гуси» укр.н.п.
правильно начинать пение
вместе с педагогом, работа над
чистотой унисона. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма.
Разучивание у. н. Продолжать
разучивание
песни:
«Веселые музыкального
произведения.
гуси».
Формирование умения слышать
вступление
и
правильно
начинать пение вместе с
педагогом. Петь спокойно, без
выкриков.
Пение
песни: Знакомство с музыкальным
«Веселые
произведением. Формирование
матрешки»
муз. умения слышать вступление и
Слонова.
правильно начинать пение
вместе с педагогом. Развитие
слухового внимания и чувства
ритма
Пение
песни: Знакомство с музыкальным
«Веселые
произведением. Формирование
матрешки»
муз. умения слышать вступление и
Слонова.
правильно начинать пение
вместе
с
педагогом.
Формирование
(звонкости,
полетности
и
ровности)
Выполнять
движения
в
соответствии со словами.
Итоговый
урок. Участвовать в хоровом сольном
Пение
песен, пении,
соблюдая
изученных в IV одновременность
звучания.
четверти. Игра на выполняя
динамические
кто поет?»
Тиличеевой.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

20

05.май

07.май

12.май

14.май

19.май

21.май

26.май

28.май

муз.

й.

Упражнения- попевки.

Комбини
рованны
й.

Беседа,
попевки

Комбини
рованны
й.

Словесная
инструкци
Рассказ. Показ учителя.

Комбини
рованны
й урок.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Упражнения

Сообщен Беседа,
прослушиван
ие новых аудиозаписей
Пен
знаний.
коротких фраз на одно
дыхании.

Комбини
рованны
й.

Беседа,
прослушиван
аудиозаписей

Комбини
рованны
й.

Показ учителя. Словесн
инструкция.
Одновременное
произнесение слов вс
классом.

Сообщен Беседа,
прослушиван
ие новых аудиозаписей
знаний.
Одновременное
произнесение слов вс
классом.

Урок
закрепле
ния
и
повторен

Беседа,
прослушиван
Показ
учителя.
Пен
акапелла.
Словесн
инструкция .

музыкальных
инструментах,

оттенки.
Участвовать
в ия.
коллективной
игре
на
музыкальных
инструментах
(маракасы, бубен, металлофон

Список используемой литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М.
Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2017. – 239 с.
Дополнительная:
 «Пение. Слушание музыки». Д. Кабалевский. 2003 г.
 П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.
 Ю. Зацарный. «Русские народные песни».
 Г.С труве «Хоровое сольфеджио» Изд. ЦСДК 1994г.
 «Песенник для малышей» Москва «Музыка» 1986г.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».