Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе: 1. ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказа Минобрнауки от 26.11.2010 года №1241, от 22.09.2011 №2357). 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (приказ директора №75 от 17.04.2017) (вариант 8.1) На изучение предмета отводится 2 час в неделю, 68 часов в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи: 1.Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека. 2.Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. 3.Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. 4.Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. 5.Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности. 6.Формирование интереса к разнообразным видам труда. 7.Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). 8.Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). 9.Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. 10.Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). 11.Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. 12.Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекционная работа предусматривает: 1.Коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами. 2.Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; 3.Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности. Общая характеристика учебного предмета Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д. При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности. Предусмотрены следующие виды ручного труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с нитками; Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются кскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Сроки реализации рабочей программы 1 год. Планируемые результаты В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты: -осознание себя как гражданина России; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе: инимальный уровень: Достаточный уровень: ть названия инструментов, обходимых на уроках ручного труда, их ройства, иемы, формообразования, соединения алей; плющивания глины и пластилина; личать по текстуре глину и пластилин; ть, какой бывает природный материал; еть работать с нитками; иентироваться в задании, сравнивать разец с натуральным объектом с тичной помощью учителя; блюдать технику безопасности при боте с ножницами, иглой, клеем по учебному предмету знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, приемы формообразования, соединения деталей; правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними; работать аккуратно с природным материалом; соблюдать технику безопасности на уроках; ровно вырезать из бумаги заданные фигуры; правильно работать с клеем; уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице; Состав базовых учебных действий обучающихся: Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе и обществе; -положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; -самостоятельность в выполнении учебных заданий. Регулятивные базовые учебные действия: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями(инструментами) -организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные базовые учебные действия: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо - родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой; -наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные базовые учебные действия: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Содержание учебного предмета Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. Работа с пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях «скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр. Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: 1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: -разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; -разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; -разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. 2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». 3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). 4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». 5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Работа с нитками. Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета. 1 Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля. 3 Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. 4 В течение первого полугодия 2 класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету. 5 Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале. 6 Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме теста. 7 Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. 8 При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. 9 Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: 10 чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). 11 В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения тестов, соотносятся с оценками: 12 - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; 13 - «хорошо» - от 51% до 65% заданий; 14 - удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий. 15 Также используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом 16 2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания; 17 3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; 2 18 4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий; 19 5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. 20 Содержание предмета № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока I четверть – 9 часов Работа с глиной и пластилином Изготовление из пластилина брусков. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. Работа с природными материалами Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик» Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха». Работа с бумагой Содержание http://allmath.ru/ Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Ягоды». Пришивание пуговиц. http://window.edu.ru/w indow http://www.exponenta.r u/ http://www.college.ru/ modules.php/ http://www.fipi.ru/ http://www.math.ru/lib/ cat/ http://www.rusedu.ru/ Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, Виды и сорта бумаги. Аппликация впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, на выбор из мятой прямоугольник). Инструменты и материалы для бумаги по образцу работы с бумагой и картоном. Организация на темы: «Дерево весной», «… летом», рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: «… осенью», «… зимой» Складывание фигурки из бумаги «Щенок». Работа с картоном Изготовление пакета из плотной бумаги для хранения изделий. Работа с нитками ЦОР Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. http://www.uchportal.r u/ http://www.it-n.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/about/ http://uroki.net/index.ht m http://www.en.edu.ru/ http://eqworld.ipmnet.r u/indexr.htm http://allmath.ru/ http://window.edu.ru/w indow 1 2 3 4 5 6 7 1 2 Работа с глиной и пластилином Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков. Работа с природными материалами Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка». Работа с бумагой и картоном Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. Изготовление бумажного шара из 2 кругов. Изготовление бумажного шара из 4 полос. Работа с глиной и пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки». Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», http://www.college.ru/ modules.php/ http://www.fipi.ru/ http://www.math.ru/lib/ cat/ http://www.rusedu.ru/ http://www.uchportal.r u/ Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: http://www.it-n.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/about/ http://uroki.net/index.ht m http://www.en.edu.ru/ Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Медвежонок. Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (пластический способ). Утка. Работа с природными материалами. http://eqworld.ipmnet.r u/indexr.htm http://allmath.ru/ http://www.exponenta.r u/ http://www.college.ru/ modules.php/ http://www.fipi.ru/ 3 4 5 6 Изготовление из шишки фигурки человечка, фигурки птички. Изготовление композиции «Пальма» Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Грузовик». Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Автофургон». Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Работа с тканью. 7 8 9 10 Экскурсия в швейную мастерскую. Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5см5см» Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изготовление игольницы Продолжение работы – изготовление игольницы. Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону. IV четверть – 8 часов 1 Работа с глиной и пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». Работа с бумагой и http://www.math.ru/lib/ cat/ http://www.rusedu.ru/ http://www.uchportal.r u/ http://www.it-n.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/about/ http://uroki.net/index.ht m http://www.en.edu.ru/ http://eqworld.ipmnet.r u/indexr.htm http://allmath.ru/ Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: http://window.edu.ru/w indow http://www.exponenta.r u/ http://www.college.ru/ modules.php/ http://www.fipi.ru/ Лепка из пластилина геометрических тел http://www.math.ru/lib/ (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из cat/ пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр. http://www.rusedu.ru/ 2 3 4 5 6 7 8 картоном. Изготовление композиции (макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». Изготовление модели дорожного знака «Переход». Продолжение изготовления модели дорожного знака «Переход». Работа с текстильными материалами. Вышивание закладки из канвы прямой строчкой Вышивание салфетка из канвы стежком «вперёд иголкой» с перевивом (шнурок). Продолжение вышивания салфетки. Работа с тесьмой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: http://www.uchportal.r u/ Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. http://uroki.net/index.ht m http://www.en.edu.ru/ http://www.it-n.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/about/ http://eqworld.ipmnet.r u/indexr.htm http://allmath.ru/ http://window.edu.ru/w indow http://www.exponenta.r u/ Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. Тематическое планирование № 1 2 3 4 Тема урока I четверть – 9 часов Работа с глиной и пластилином Изготовление из пластилина брусков. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. Работа с природными материалами Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик» Изготовление игрушек из Планируемые результаты -Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). -Умение пользоваться учебной мебелью. Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами. Положительное отношение к окружающей действительности. Реализация рабочей программы воспитания содействовать трудовому воспитанию учащихся; влиять на профессиональное самоопределение; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, 5 скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха». Работа с бумагой Виды и сорта бумаги. Аппликация на выбор из мятой бумаги по образцу на темы: «Дерево осенью» упорства; добиваться систематического выполнения Уметь выполнять элементарные работы с бумагой и домашнего задания, посильности заданий, картоном. Умение проявлять самостоятельность в выполнении не допускающих перегрузки; учебных заданий; - воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарногигиенических условий труда; Апликация из мятой бумаги «Дерево зимой» 7 Складывание фигурки из бумаги «Щенок». Работа с картоном 8 Изготовление пакета из плотной бумаги для хранения изделий. II четверть – 8 часов 6 Работа с нитками 9 10 11 12 Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Ягоды». Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Девочка». Работа с глиной и пластилином Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков. Работа с Уметь выполнять элементарные работы с нитками Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 5 природными материалами Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка». Правила ТБ при работе с ножницами. Соотносить Работа с бумагой свои действия и их результаты с заданными и картоном образцами. Изготовление Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, плоских елочных называя используемые материалы, инструменты игрушек, украшенных аппликацией. Изготовление бумажного шара из 2 кругов. Изготовление бумажного шара из 4 полос. III четверть- 10 часов Работа с глиной и пластилином. Умение работать с учебными принадлежностями. Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки». Умение адекватно передавать Лепка по образцу информацию и отображать стилизованных предметное содержание и фигур животных условия деятельности в речи. (конструктивный Умение ориентироваться в способ). задании, сравнивать образец с Медвежонок. натуральным объектом с Лепка по образцу частичной помощью учителя стилизованных фигур животных, птиц (пластический способ). Утка. Работа с природными материалами. Уметь наблюдать, слушать и Изготовление из понимать инструкцию к шишки фигурки человечка, фигурки учебному заданию в разных видах деятельности и быту; птички. Умение обращаться за помощью Изготовление и принимать помощь композиции «Пальма» Работа с бумагой и картоном. Уметь соотносить свои действия Изготовление и их результаты с заданными аппликаций с разметкой деталей образцами по линейке. «Грузовик». 6 7 8 9 10 1 2 3 Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Автофургон». Работа с тканью. Экскурсия в швейную мастерскую. Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5см-5см» Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изготовление игольницы Продолжение работы – изготовление игольницы. Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону. IV четверть – 8 часов Работа с глиной и пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». Изготовление модели дорожного знака «Переход». Владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов. Правила хранения игл. Свойства ниток. Дать отчёт о последовательности изготовления изделия. Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Умение работать с учебными принадлежностями. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения. Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. 4 5 6 7 8 Продолжение изготовления модели дорожного знака «Переход». Работа с текстильными материалами. Вышивание закладки из канвы прямой строчкой Вышивание салфетка из канвы стежком «вперёд иголкой» с перевивом (шнурок). Продолжение вышивания салфетки. Работа с тесьмой. Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. Уметь работать с нитками; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Правила пользования ножницами. Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. Календарно-поурочное планирование № 1 2 3 4 Тема урока I четверть – 9 часов Работа с глиной и пластилином Изготовление из пластилина брусков. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. Работа с природными материалами Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик» Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха». Дата план. Дата факт. цор http://allmath.ru / http://window.ed u.ru/window http://www.expon enta.ru/ http://www.colleg e.ru/modules.php / http://www.fipi.ru / http://www.math. ru/lib/cat/ 5 6 7 Работа с бумагой Виды и сорта бумаги. Аппликация на выбор из мятой бумаги по образцу на темы: «Дерево весной», «… летом», «… осенью», «… зимой» Складывание фигурки из бумаги «Щенок». Работа с картоном Изготовление пакета из плотной бумаги для http://www.ruse du.ru/ http://www.uchp ortal.ru/ http://www.itn.ru/ хранения изделий. http://schoolcollection.edu.ru/ about/ http://uroki.net/in dex.htm 8 9 1 2 3 Работа с нитками Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Ягоды». Пришивание пуговиц. http://www.en.e du.ru/ Работа с глиной и пластилином http://www.exp onenta.ru/ http://www.coll ege.ru/modules. php/ Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков. Работа с природными материалами Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка». http://allmath.ru/ http://www.fipi.ru / http://www.math. ru/lib/cat/ http://www.rused u.ru/ http://www.uch portal.ru/ 5 Работа с бумагой и картоном Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. Изготовление бумажного шара из 2 кругов. 6 Изготовление бумажного шара из 4 полос. http://schoolcollection.edu.ru/ about/ 4 http://www.itn.ru/ http://uroki.net/in dex.htm Работа с глиной и пластилином. http://www.en.e du.ru/ http://eqworld.i pmnet.ru/indexr .htm 7 Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки». 1 Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Медвежонок. Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (пластический способ). Утка. http://window.e du.ru/window Работа с природными материалами. http://www.coll ege.ru/modules. php/ http://www.fipi. ru/ 2 3 4 Изготовление из шишки фигурки человечка, фигурки птички. Изготовление композиции «Пальма» Работа с бумагой и картоном. http://www.expon enta.ru/ http://www.math. ru/lib/cat/ http://www.ruse du.ru/ 5 6 7 8 9 Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Грузовик». Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Автофургон». http://www.uch portal.ru/ Работа с тканью. http://schoolcollection.edu.ru /about/ http://uroki.net/ index.htm Экскурсия в швейную мастерскую. Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5см-5см» Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изготовление игольницы Продолжение работы – изготовление игольницы. Работа с бумагой и картоном. 10 Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону. IV четверть – 8 часов Работа с глиной и пластилином. 1 Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». Работа с бумагой и картоном. 2 Изготовление композиции (макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». Изготовление модели дорожного знака «Переход». 3 4 Продолжение изготовления модели дорожного знака «Переход». Работа с текстильными материалами. 5 Вышивание закладки из канвы прямой строчкой 6 Вышивание салфетка из канвы стежком «вперёд иголкой» с перевивом (шнурок). Продолжение вышивания салфетки. Работа с тесьмой. 7 8 Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. http://www.itn.ru/ http://www.en.ed u.ru/ http://allmath.ru / http://window.e du.ru/window http://www.exp onenta.ru/ http://www.coll ege.ru/modules. php/ http://www.fipi. ru/ http://www.mat h.ru/lib/cat/ http://www.ruse du.ru/ http://www.uchp ortal.ru/ http://www.itn.ru/ http://schoolcollection.edu.ru /about/ http://uroki.net/ index.htm http://www.en.ed u.ru/ http://allmath.ru /