ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена с использованием материалов • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа ориентирована на учебник: 1. С.В.Комарова «Речевая практика»1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: Москва Просвещение, 2023. 2. С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян рабочая тетрадь «Речевая практика» 1 класс общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: - формировать у учащегося общеречевые навыки; - развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов, постоянное повышение речевой мотивации учащегося; 2 - одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы; - организация связных высказываний школьника 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения 4 Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут .», «Меня зовут ., а тебя?». Формулы «Это .», «Познакомься пожалуйста, это .». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. 4 Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником ...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе .», «Желаю Вам .», «Я хочу пожелать .». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как хорошо ты .», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста .», «Попросите пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, .», «Можно ., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но .». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . 6 имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, взрослому. утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. 6 Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Речевая практика» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Речевая практика» входит в предметную область « Язык и речевая практика». Рабочая программа по чтению рассчитана во 2 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. 4. Планируемые результаты освоения обучающимся речевой практики. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: понимание содержания небольших стихотворений; ответы на вопросы; 7 по объему сказок, рассказов и понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. 5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами реализации программы являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; - 8 - формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Состав базовых учебных действий: Личностные БУД: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные БУД: слушать и понимать речь других; вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 9 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; Познавательные БУД: писать; читать; выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; наблюдать; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимание изображения, текст, устное высказывание, Элементарное схематическое изображение) - 6. Тематическое планирование № Тема урока Содержание 1 четверть 8 недель 16ч. 1 1 сентября. Школа. Формирование навыков связного высказывания. Формировать умение отвечать на вопросы учителя в процессе беседы. Знакомство учителя с учениками и друг с другом. Формирование начальных 2 Ученик. представлений о понятиях «ученик», «знание». Формировать представление об учебной деятельности и ее особенностях. БУД осознание себя как ученика, заинтересованног о посещением школы, обучением, занятиями понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе 10 Дата 3 Класс. 4 Дежурство по классу. 5 Урок и перемена Формировать навыки 12.09 осознание себя как культуры поведения в ученика, школе (на уроке, на заинтересованног о перемене). Развивать речь, посещением мышление, воображение. школы, обучением, занятиями Закрепить понимание понимание личной 13.09 социальной роли ответственности за дежурного по классу. свои поступки на Повысить ответственность основе воспитанников за порядок представлений об в классе, наметить пути этических нормах и совершенствования правилах организации дежурства. поведения в современном обществе Формировать навыки вступать в контакт 19.09 культуры поведения в и работать в школе (на уроке, на коллективе перемене). Развивать речь, (учитель - ученик, мышление, воображение. ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) 20.09 6 Режим школьника. Сформировать понятие о использовать режиме дня, принятые ритуалы обеспечивающем здоровье социального человека. Развивать взаимодействия с навыки ЗОЖ. одноклассниками и учителем Обогащение лексического обращаться за 26.09 7 Школьные принадлежности запаса словами, помощью и называющими школьные принимать помощь вещи, их основные признаки и действия с ними. Развивать фразовую и слушать и 27.09 8 Бережное отношение к разговорнодиалогическую понимать учебникам. речь. инструкцию к 11 Учить беречь книги, учебному заданию научить делать закладки, в разных видах уметь пользоваться ими. деятельности быту 9 Покупка школьных Формировать принадлежностей представления о правилах вступать в контакт поведения в магазине. и работать в Учить строить коллективе инициирующие и (учитель - ученик, ответные реплики в ученик - ученик, диалоге с продавцом ученик - класс, магазина. учитель-класс) 10 Правила поведения Правила поведения в в магазине магазине школьных слушать и школьных принадлежностей. понимать принадлежностей инструкцию к 03.10 04.10 учебному заданию в разных видах деятельности быту Учить строить понимание личной 10.10 11 Экскурсия в магазин школьных инициирующие и ответственности за принадлежностей ответные реплики в свои поступки на диалоге с продавцом основе магазина. Основные представлений об правила поведения в этических нормах и магазине (обращаться к правилах поведения продавцу чётко, в современном достаточно громко, обществе доброжелательно смотреть на продавца, можно использовать указательный жест). Познакомить с правами и способность к 11.10 12 Права и обязанности обязанностями детей. осмыслению современного Развести понятия «права» социального школьника. и «обязанности», показать окружения, своего единство прав и места в нем, обязанностей. принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных 12 ролей 13 Знакомство во дворе. 14 Что такое вежливость. Помочь перенести 17.10 понимание личной полученные знания о ответственности за ситуации «Знакомство» в свои поступки на новые условия. основе Правила поведения при представлений об знакомстве: ровеснику при этических нормах и знакомстве можно правилах подавать руку и говорить поведения в «Привет!». современном обществе Формировать вступать в контакт нравственные и работать в представления о коллективе вежливости. Развивать (учитель - ученик, желание быть вежливыми ученик - ученик, и культурными. ученик - класс, учитель-класс) 18.10 15 Я и мои товарищи Формирование понимание личной 24.10 правильного отношения к ответственности за окружающим людям. свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе использовать 25.10 16 Что такое дружба. Содействовать формированию добрых принятые ритуалы отношений между детьми социального в классе, развивать взаимодействия с стремление быть одноклассниками и терпимым в обществе учителем людей, воспитывать уважение к одноклассникам. 2 четверть 8 недель 16 часов сотрудничать с 31.10 17 Мы идём во двор Расширение 13 гулять. взрослыми и представления о правилах сверстниками в разных социальных поведения при знакомстве. ситуациях Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Расширение представления о правилах поведения при знакомстве. самостоятельност ь 01.11 18 Составление в выполнении рассказа "Мои Расширение друзья во дворе". представления о правилах учебных заданий, поручений, поведения при знакомстве. Использование в диалоге договоренностей вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Расширение представления о правилах поведения при знакомстве. Расширить представления о сотрудничать с 19 Знакомство в 14.11 правилах поведения при гостях. взрослыми и знакомстве с ровесниками и сверстниками в старшими. Познакомить с разных социальных понятием «познакомить ситуациях кого-то с кем-то». Правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем. использовать 20 Правила этикета. Сформировать умения 15.11 принятые ритуалы выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в социального взаимодействия с различных жизненных одноклассниками и ситуациях в соответствии с учителем нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать. 14 21 Правила поведения в гостях. Приветствие гостей. 22 "Волшебные слова". 23 Составление рассказа «Как я ходил в гости». 24 Я принимаю гостей. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Расширить представления о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Сформировать в сознании понятие «вежливость». Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Расширить представления о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Расширить представления о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. 25 Г отовимся к празднику «Новый год». Расширять знания в области новогоднего праздника. Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание. 26 Новогодние традиции. Расширять представления о праздновании Нового года в России и других странах. Учить различать Деда Мороза от Санта Клауса. 15 использовать 21.11 принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем 22.11 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях доброжелательно 28.11 относиться, сопереживать, конструктив но взаимодействоват ь с людьми 29.11 адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) принимать цели и 05.12 произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно 06.12 участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Расширять кругозор. 27 Приглашение гостей на Новый Познакомить с русскими год. традициями встречи Нового года. способность к 12.12 осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей самостоятельност ь 13.12 28 Ёлочные Формировать интерес и в выполнении игрушки. любовь к русским народным учебных заданий, традициям, к Родине поручений, знакомство с историей договоренностей появления елочных игрушек. Расширять знания в области новогоднего праздника. Виды ёлочных игрушек. Разнообразие ассортимента в магазине. Развивать мелкую моторику и координацию движений. 29 Украшаем ёлку. Расширять представления о понимание личной 19.12 праздновании Нового года, ответственности за о традициях встречи Нового свои поступки на года. Воспитывать основе самостоятельность , представлений об творческое отношение к этических нормах и делу. правилах поведения в современном обществе 16 30 Новогодние поздравления. Учить строить репликипоздравления, сопровождающие вручение подарков. Выражение вступать в контакт и работать в коллективе(учитель - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих 20.12 ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учителькласс). 31 Новый год в странах мира. 32 Новый год. возрасту ценностей и социальных ролей сотрудничать с 26.12 взрослыми и Расширять знания в области сверстниками в новогоднего праздника. Познакомить с новогодними разных социальных ситуациях традициями на Руси и в других странах. Познакомить с историей вступать в контакт 27.12 возникновения праздника; с и работать в национальными традициями коллективе встречи Нового года в (учитель - ученик, разных странах; с именами ученик - ученик, Дедов Морозов в разных ученик - класс, странах мира. учитель-класс) 3четверть 10 недель, 20 часов 33 Поздравления и Расширять кругозор. подарки. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года. Развивать речь, воображение, мышление. 17 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях 10.01 34 В Новом году я обещаю... Развивать любознательность, воображение, творческие способности. 36 Зимняя погода. Развивать умение наблюдать наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение; 23.01 37 Зимняя одежда. Название предметов зимней одежды и обуви. Тренир ов очны е упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. 24.01 понимание личной 16.01 ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе 35 Составление Помочь ученику самостоятельност ь 17.01 рассказа «Как я самовыразиться. Развивать в выполнении встретил Новый воображение, творческие учебных заданий, год». способности. поручений, договоренностей 38 Зимняя обувь. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно Формирование навыков взаимопомощи. Расширить участвовать в деятельности, словарный запас, обозначающие пред-меты, контролировать и используемые при уходе за оценивать свои действия и обувью и одеждой. Тренировочные упражнения действия одноклассников в произнесении реплике интонацией просьбы. 18 30.01 39 Зимняя прогулка. Обобщить знания о зиме. Актуализация словарного запаса в игре « Кто знает пусть продолжает». Моделирование возможных диалогов между детьми во время прогулки. Составление рассказа « На прогулке» с опорой на картинку. 40 Зимние виды Обобщить знания о зиме; спорта рассказать о зиме в занимательной форме. Развивать творческие способности; воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу. 41 Зимние развлечения доброжелательно 31.01 относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействоват ь с людьми 13.02 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Закреплять умение строить обращаться за 14.02 высказывание просьбу, в помощью и связи с ситуацией. принимать помощь Правила безопасного поведения при зимних развлечениях. 42 Составление Уточнить знания о зимних самостоятельност ь 20.02 рассказа "За что я природных явлениях, в выполнении люблю зиму". взаимосвязи их с жизнью. учебных заданий, Воспитывать умение поручений, внимательно слушать, не договоренностей перебивая других. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь и творческое воображение. 19 43 Игрушки. положительное 21.02 Представление о назначении отношение к окружающей игрушек. Обобщающие слова, называющие группы действительности , готовность к игрушек: куклы, мягкие организации игрушки, машины. взаимодействия с Конструирование ней и возможных диалогов между эстетическому её продавцом и покупателями ввосприятию магазине « Игрушек». 44 Игрушки народов Развивать способность к 27.02 мира. коммуникативные осмыслению способности, умения социального правильного общения в окружения, своего коллективе. Научиться места в нем, составлять рассказ о первых принятие спутниках в познании соответствующих окружающего мира, о возрасту ценностей первых друзьях- игрушках; и социальных привитие чувства ролей дружелюбия; развитие воображения. 45 Я люблю свою Обогащать лексический осознание 28.02 игрушку. запас словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Дать возможность вспомнить о своей любимой игрушке; показать значение игрушки в жизни взрослого и ребенка; воспитывать умение общаться, быть искренним и честным. 20 себя как ученика, заинтересованног о посещением школы, обучением, занятиями 46 Правила поведения в магазине игрушек. Правила поведения в понимание личной магазине игрушек. ответственности за Воспитание умения свои поступки на общаться, быть искренним и основе честным, прививать представлений об бережное отношение к этических нормах и труду взрослых, к своим правилах вещам. поведения в современном обществе 47 Магазин Конструирование использовать игрушек. возможных диалогов между принятые ритуалы Экскурсия. продавцом и покупателями в социального магазине «Игрушек». взаимодействия с одноклассниками и учителем обращаться за 48 Как вежливо Формирование навыков помощью и просить о взаимопомощи. принимать помощь помощи. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать. 49 Домашние дела. Формировать понятия трудолюбие, ответственность, за слушать и порученное дело, уважение понимать к труду человека. инструкцию к Формирование навыков учебному заданию взаимопомощи. Учить в разных видах строить реплику деятельности быту предложение, альтернативные ответные реплики. Виды домашних дел. Хозяйственный инвентарь. 21 06.03 07.03 13.03 14.03 50 Помощники. 51 Стихотворение А.Барто «Помощница». 52 Викторина "Помощники". сотрудничать с Формирование навыков 20.03 взрослыми и взаимопомощи. сверстниками в Учить строить реплику разных социальных предложение, альтернативные ответные ситуациях реплики. Расширить словарный запас школьника, обозначающие предметы быта. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратность. Формировать навыки способность к 21.03 уборки дома; воспитывать осмыслению уважение к матери. социального Воспитание уважительного окружения, своего отношения ко всем членам места в нем, семьи, осознанного и принятие добросовестного соответствующих отношения возрасту ценностей к домашнему труду, к и социальных своим ролей обязанностям. Создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплоченности. Закрепить понятия самостоятельност ь 03.04 трудолюбие, в выполнении ответственность, за учебных заданий, поручений, порученное дело, уважение договоренностей к труду человека. Уметь применять полученные знания на практике. 4 четверть 8 недель 16 часов 22 навыки 53 Рассказ « Как я Формировать помогаю дома». уборки дома; воспитывать уважение к матери. Воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. Создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплоченности. 54 Колыбельные Формировать умение давать песни. словесные отчеты о выполняемом действии, поддерживать диалог. Активизировать в словарном запасе выражения, традиционные в ситуации перед сном. 55 Перед сном. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Активизировать в словарном запасе выражения, традиционные в ситуации перед сном. 56 Постельные Виды и назначение принадлежност и постельных принадлежностей. 57 Викторина "Сонное царство". 23 Обобщение изученного материала. самостоятельност ь 04.04 в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей слушать и понимать речь других 10.04 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) 11.04 17.04 обращаться за помощью и принимать помощь самостоятельност 18.04 ь в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 58 Гигиена перед сном. Формирование представлений о возможности саморегулирования собственного здоровья. Правила личной гигиены перед сном. 59 Составление рассказа «Как я ложусь спать». Составление предложений на тему «Перед сном». Диалог общения ребёнка и мамы перед сном, в данной ситуации общение должно быть тихим, спокойным. Составление предложений на тему «Перед сном». Диалог общения ребёнка и мамы перед сном, в данной ситуации общение должно быть тихим, спокойным. Смысл пословицы. Дела, которые лучше выполнять днем. 60 Составление рассказа «Как я ложусь спать». 61 Утро вечера мудренее. 62 Утро вечера мудренее. 24 Смысл пословицы. Дела, которые лучше выполнять днем. 24.04 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту самостоятельност ь 25.04 в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей самостоятельност ь в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей доброжелательно относиться, сопереживать, конструктив но взаимодействоват ь с людьми доброжелательно 27.04 относиться, сопереживать, конструктив но взаимодействоват ь с людьми 63 Доброе утро! 64 Режим дня школьника. 65 Приветствие друзей. Актуализировать в словаре выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации. Разучивание чистоговорок. Учить строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном. Вывести законы дружбы; развивать речь и логическое мышление; воспитывать коллективизм и доброжелательность. 66 "Поделись улыбкою своей...". 25 Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. работать с 08.05 учебными принадлежностям и и организовывать рабочее место принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе способность к осмыслению 15.05 16.05 социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей положительное 22.05 отношение к окружающей действительности , готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию 67 Беседа «Как использовать 23.05 Составление коротких начинается твое принятые ритуалы рассказов из личного опыта. социального утро». Актуализировать в словаре взаимодействия с выражения, традиционно одноклассниками и используемые как утренние учителем приветствия. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации. Разучивание чистоговорок. 68 Повторительно- Обобщение и 29.05 обобщающий систематизация полученный слушать и урок. знаний. понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту 7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса Методические пособия: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3. С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян рабочая тетрадь «Речевая практика» 1 класс общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Наглядные средства: - дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); - наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); - классная доска. Технические средства: - персональный компьютер 26 27