Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для обучающегося 3 класса (интеллектуальные нарушения)

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой степенью умственной
отсталости (1 вариант). Программа адресована для обучающихся 1-4 классов специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Основная цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе и получение
новых знаний об основных её элементах;
- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
-формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека,
учить детей бережному отношению к природе;
-расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребёнка соответственно его
возрасту; обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно
формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.

Критерии оценки предметных результатов.
Минимальный уровень:
Знать и называть времена года;
Узнавать называть живые неживые
объекты;
Узнавать и называть 3-4 объекта по теме
«Животные»;
Узнавать и называть 3-4 объекта по теме
«Овощи и фрукты»;
Называть
основные
части
тела
человека(голова, руки, ноги, туловище),
части его лица(рот,нос,уши.глаза).

Достаточный уровень:
Знать и называть времена года;
Различать времена года по их основным
признакам;
Уметь различать живые и неживые
объекты;
Узнавать и называть 5-8 объектов по теме
«Животные».
Узнавать и называть 5-8 объекта по теме
«Овощи и фрукты»;
Отличать птиц от других животных;
Называть и показывать основные части
тела
человека(голова,
руки,
ноги,
туловище).

Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.

Сезонные изменения в природе (14 часов)
Погода (дни ясные, солнечные ,пасмурные, идёт дождь, снег). Погода сегодня, вчера.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание,
листопад( различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлёт птиц; в зимние
месяцы: холод, снег ,лёд, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние
месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилёт птиц, распускание почек.
Формируемые умения: наблюдения за изменениями в природе; сравнение объектов,
фактов, явлений; высказываться о погоде по вопросам учителя; участие в беседе; полные
ответы на вопросы.
Неживая природа (7 часов).
Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, облаками,
ветром, землёй в разное время.
Живая природа (11 час).
Растения.
Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений. Знакомство с частями
растений: корень, стебель, листья, цветок. Проращивание семян, наблюдение за
появлением корня, листьев на ветках, поставленных в воду.
Помидор, огурец. Цвет, форма,величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим
признакам. Употребление в пищу. Значение овощей для жизни человека.
Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим
признакам. Употребление в пищу. Значение фруктов для жизни человека. Фиалка,
хлорофитум. Узнавание и называние. Уход.
Животные.
Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности.
Их внешний вид, части тела, повадки. Наблюдение за птицами, их поведением. Звери.
Собака, кошка. Их внешний вид ,части тела, повадки, питание. Взаимодействие с
человеком.
Волк, заяц. Их внешний вид, части тела, повадки, питание.
Птицы. Ворона, воробей. Их внешний вид, части тела, питание. Роль в природе. Помощь
птицам зимой.
Формируемые умения: сравнение овощей и фруктов по признакам, употребление в пищу;
узнавание и называние комнатных растений, уход за ними; узнавание и называние
домашних и диких животных.
Человек (2 часа). Гигиенические правила .Семья. Родители- мама ,папа. Ребёнок – сын,(
дочь), брат (сестра).
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в цветочной клумбе, в парк или лес
для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и
насекомых.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, классно – урочная.
Методы: словесные(беседа, рассказ, аудиозаписи), наглядные
иллюстрация), экскурсии, продуктивные, репродуктивные, проблемное.

(демонстрация,

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебным планом на изучение предмета « Мир природы и человека». отводится в 1-4
классах 168 часов: в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю,33 учебные недели); во 2-4 классах
по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).Часы отводятся за счёт обязательной части
учебного плана.
Результаты освоения учебного предмета (БУДЫ).
Личностные учебные действия:
Осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы. Обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Целостный ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе(учитель – ученик, ученик – класс, учитель –
класс);
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителями;
Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из –за парты и т.д.)
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недостатков.
Познавательные учебные действия:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых
слов.
название изучаемых предметов, части предметов.

Учебно-методическое обеспечение.
1.Н.Б.Матвеева, Т.О.Куртова. «Живой мир» учебник для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2023г.
2.Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» рабочая тетрадь для 1 класса для учащихся
специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М. «Просвещение»
2023г.

Тематическое планирование
Тема
Неживая природа
Сезонные изменения
(времена года)
Живая природа
Человек
Всего:

1ч.
7ч
1ч

8ч.

2ч.

3ч.

4ч.

2ч.

5ч.

6ч.

Всего
за
год
7ч.
14ч.

6ч

5ч.
2ч
8ч.

11ч.
2ч.
34ч

8ч.

10ч

Календарно - тематическое планирование.

№
ур
ок
а
1.

Да
та

Тема
урока

Тип
урока

«Первое
сентября».
Введение.

Комбинированн
ый урок.

2.

«Объекты
Комбинированн
живой
и ый урок.
неживой
природы»

3.

Земля
солнце.

4

5

Сутки.

7

Занятия
людей
течение
суток.

9

Знакомство с учебником, игра
« Запомни и назови»,экскурсия
по школе, школьному двору.
Обобщение наблюдений
,называние увиденных объектов ,
наблюдение объектов: солнце,
небо, вода, земля, цветы, деревья.

и Ознакомление с Вводная беседа, рассказ
новым
учителя о планете, работа по
материалом.
учебнику, рассматривание
фотографий..
Солнце и Ознакомление с Упражнение на внимание,
жизнь
новым
работа по учебнику,
растений.
материалом.
ответы на вопросы.
День
и Ознакомление с Лексическое упражнение
ночь.
новым
«назови 4 лишний»,загадки,
материалом.
рассказ учителя, ответы
на вопросы, работа по учебнику.

6

8

Содержание
урока

Комбинированн
ый урок.

в

Ответы на вопросы, работа
по учебнику, работа по картинкам.
Наблюдения детей, режим дня,
сон.

Осень.
Экскурсия.
Рассказ учителя, наблюдения
Изменения
детей,зарисовка.
в природе
севера.
Р.К.
2 четверть – 8
часов
Признаки
Ознакомление с Подведение итогов экскурсии

осени.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16

17.

новым
материалом.

по вопросам учителя ,рисунок,
работа с календарём природы,
работа по учебнику.
Занятия и Ознакомление с Ответы на вопросы, работа
одежда
новым
по иллюстрациям, работа по
детей
материалом.
учебнику, рассказ учителя.
осенью.
Растения.
Экскурсия.
Наблюдение за растениями,
Экскурсия
различение растений, работа
в природу,
по картинкам ,работа по учебнику.
наблюдени
е
за
растениям
и.
Строение и Ознакомление с Беседа по вопросам учителя,
сходство
новым
наблюдения детей, рассказ
растений.
материалом.
учителя, работа по учебнику.
Различие
Ознакомление с Работа по учебнику, работа по
растений.
новым
картинкам, загадки, ответы на
материалом.
вопросы.
Разнообраз Ознакомление с Загадки, беседа, рассказ
ие цветов. новым
учителя, наблюдения детей,
материалом.
работа по учебнику.
«Овощи:
Ознакомление с Беседа по картине «Сбор
помидор,
новым
урожая»,анализ и описание
огурец».
материалом.
предмета, работа с учебником,
рисунок.

Плоды
растений.

Ознакомление с Загадки, работа по учебнику,
новым
работа с иллюстрациями,
материалом.
рассказ учителя, ответы на
вопросы.
3 четверть – 10 ч
Приспособ Ознакомление с Упражнение на развитие
ление
новым
внимания, загадки, работа
растений к материалом.
с учебником, рассказ учителя.
разным
условиям
жизни.

Экскурсия.

18.
Зима.(
Экскурсия.
)
Р.К.
Родная
природа.

Наблюдения учеников ,
предметно –практическая
деятельность.

19.

Признаки
зимы.

Комбинированн
ый урок.

20.

Одежда
занятия
детей
зимой.

21.

Животные.

22

Различие
животных.

23.

Детёныши
животных.

и Комбинированн
ый урок.

24
Домашние
животные.

Прослушивание стихотворения
и выбор картинки ,
составление совместного
рассказа –описания
«Приметы зимы».
Наблюдения учеников
за изменениями в природе,
предметно-практическая
деятельность, работа по учебнику,
ответы на вопросы.

Ознакомление с Упражнение на запоминание,
новым
беседа «Животные. Что мы
материалом.
знаем о них»,рассказ учителя,
работа с учебником, составление
рассказа.
Комбинированн Загадка, анализ и описание
ый урок.
животного, рассказ учителя,
работа с учебником.
Составление рассказа по
рисункам.
Комбинированн Игра «Кого не стало?»,загадка ,
ый урок.
беседа по вопросам
учителя, рассказ учителя,
составление предложений.
Работа с учебником.
Ознакомление с Лексические упражнения,
новым
беседа, работа по учебнику,
материалом.
рассказ учителя, наблюдения детей.

25.

Дикие
животные.

Ознакомление с Вводная беседа, рассказ учителя,
новым
составление предложений,
материалом.
работа с учебником.

26.

Приспособ
ление
животных
к
различным
условиям
жизни.

Ознакомление с Ответы на вопросы, рассказ
новым
учителя, беседа, работа
материалом.
по картинкам, работа по учебнику.

27.

Человек.

4 четверть -8ч
Ознакомление с Вводная беседа, ответы на

28.

29.

30.

Гигиениче
ские
навыки.
Весна.(Экс
курсия).
Р.К.
Родная
природа.
«Признаки
весны»

31.
Одежда
занятия
детей
весной.

32.

33.

34

Осанка.

новым
материалом.
Комбинированн
ый урок.

вопросы, работа по картинкам ,
работа по учебнику.
Ответы на вопросы, практическая
деятельность, работа по учебнику.

Экскурсия.

Наблюдения за изменениями в
природе.

Ознакомление с Беседа « признаки весны» с
новым
опорой на картинки, загадки,
материалом.
рассказ учителя «приход весны»,
работа с учебником.

Ознакомление с Составление словосочетаний,
и новым
беседа ,работа с учебником.
материалом.
Рассказ учителя .Наблюдения
детей.
Составление рассказа.

Ознакомление с Рассказ учителя, исследование,
новым
работа по учебнику.
материалом.
Лето.
Экскурсия.
Наблюдения за изменением в
(Экскурсия
природе.
).Р.К.
Родная
природа.
Признаки
Ознакомление с Ответы на вопросы, загадки,
лета.
новым
Составление предложений,
материалом.
работа по учебнику, рисунок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».