ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на
основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –
ПрАООП)
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Овладение
математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной
организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по
освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает
решение следующих основных задач:
Овладение
обучающимися
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей
формирование жизненных компетенций;
Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
Достижение планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель и задачи организации образовательной деятельности обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими
математики определяются в соответствии с общей целью и задачами реализации
АООП, и указаны в Содержательном разделе ПрАООП (ПрАООП, п. 2.2.2).
Согласно ПрАООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью, основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ПрАООП определяет
следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно, как
образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования
при решении соответствующих возрасту задач;
Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
В соответствии с требованием, обозначенным в п. 1.6 ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), о
необходимости
выделения
«пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами»,
предваряет изучение курса математики пропедевтический период. Этот период
предусмотрен примерной рабочей программой по математике и реализуется в учебном
процессе в начале школьного обучения.
Задачи данного периода обучения математике соотносятся с диагностикопропедевтическими задачами и состоят в следующем:
1. Выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и
индивидуальные возможности, особенности психофизического развития
каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и
навыками;
2. Сформировать
у
обучающихся
физическую,
социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в
предметной области «Математика»;
3. Сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках
математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками;
4. Обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего
мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических
представлений.
Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 1 классе, направлены на
достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в
следующем:
Формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и
умений, развитие способности их использования при решении соответствующих
возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения;
Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
Личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них
социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на
основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач
образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых
результатов освоения АООП в предметной области «Математика».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет
собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов
наглядной геометрии.
Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного для
изучения в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП – его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в
том, что объем математического материала существенно снижен, а содержание
заметно упрощено по сравнению с курсом начального обучения математике
обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в соответствии с ФГОС
НОО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с умственной
отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально
развивающимся сверстникам. Практическая значимость заключается в тесной связи
изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения
применять полученные знания на практике.
Содержание курса математики начинается с пропедевтического периода, после
которого обучающиеся изучают первый десяток (числа 1-10, включая 0) и получают
первоначальные представления о нумерации чисел в пределах 20.
Содержание обучения математике в 1 классе представлено в рабочей программе
разделами «Пропедевтика» (данный раздел является обязательным для изучения
обучающимися, осваивающими АООП в соответствии с учебным планом для I - IV
классов), «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия»,
«Арифметические задачи», «Геометрический материал». Указанная структуризация
курса математики для 1 класса соответствует структуре программы по математике для
I - IV классов, содержащейся в ПрАООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в
формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о
величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных
представлений.
За период обучения в 1 классе обучающиеся познакомятся с числами в пределах
10 и 20, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы представления о
числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел
(однозначных, двузначных в пределах 20); получат представление о числовом ряде,
месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 10 и 20; овладеют
приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся научатся
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10; узнают о связях между
сложением и вычитанием, познакомятся с переместительным свойством сложения.
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами
(стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время). Обучающиеся познакомятся
с отдельными единицами измерения указанных величин, доступными для данного
уровня математического развития (сантиметр (1 см), рубль (1 р.), копейка (1 к.),
килограмм (1 кг), литр (1 л), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.); овладеют первоначальными
навыками измерения величин с помощью измерительных приборов (линейка, весы,
мерная кружка) и записью чисел, полученных при измерении одной мерой. Дети будут
знать названия частей суток и дней недели, порядковый номер дней недели и их
очередность.
Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В 1
классе предусмотрено обучение детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умению решать простые арифметические задачи,
раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на
нахождение суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся ориентироваться в
структуре арифметической задачи (выделять условие и вопрос задачи); на основе
анализа взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в задаче, выбирать
соответствующий способ ее решения и реализовывать его; формулировать ответ
задачи; составлять задачи на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием
иллюстраций. Моделирование и иллюстрирование содержания отдельных задач
поможет школьникам конкретизировать арифметические действия (сложение и
вычитание) и осмыслить их.
В программу по математике включен геометрический материал, который
предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В
процессе образовательной деятельности в 1 классе школьники с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся узнавать, называть,
различать геометрические фигуры (точка, линия (прямая, кривая, отрезок), круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тела (шар, куб, брус); научатся
вычерчивать треугольник, квадрат, прямоугольник по заданным точкам (вершинам) с
помощью линейки; измерять длину отрезка и вычерчивать отрезок заданной длины.
Главной специфической особенностью изучения математики обучающихся с
интеллектуальными нарушениями является коррекционная направленность обучения,
предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по
ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности
умственно отсталого ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и
умений, а также их закрепление следует проводить с использованием технологий,
активизирующих познавательную деятельность обучающихся, способствующих
коррекции и развитию у них приемов умственной деятельности (сравнить,
проанализировать, обобщить, провести аналогию, выполнить классификацию
объектов, установить причинно-следственные связи, выявить закономерность и пр.).
Необходимо также средствами математики оказывать влияние на коррекцию и
развитие у обучающихся памяти, внимания, речи, моторных навыков и пр., учитывая
их индивидуальные особенности и возможности.
В основе организации процесса обучения математике школьников с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
лежат
дифференцированный и деятельностный подходы, определенные ПрАООП как
основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход
предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного
предмета «Математика». В данной рабочей программе по математике
дифференцированный подход представлен в виде двух уровней достижения
планируемых предметных результатов освоения АООП – минимальному и
достаточному. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении
математики является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
При организации образовательной деятельности по изучению математики
особое внимание следует уделить формированию у обучающихся с легкой умственной
отсталостью базовых учебных действий (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных). Базовые учебные действия обеспечивают овладение
содержанием учебного предмета, однако не обладают той степенью обобщенности,
которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в
изменяющихся учебных и внеучебных условиях.
Рабочая программа по математике для 1 класса ориентирована на формирование
у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у
обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных
особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе
изучения математики только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование личностных учебных действий у обучающихся в 1 классе должно
обеспечить принятие ребенком новой для него роли ученика и включение в
образовательную деятельность на основе интереса к ее содержанию и организации.
Работа по этому направлению должна способствовать осознанию ребенком таких
социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг; осмыслению
социального окружения, своего места в нем; принятию соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительному отношению к окружающей
действительности и готовности взаимодействия с ней.
Помочь обучающимся лучше понять социальные роли и социальное окружение
в процессе изучения математики возможно с помощью особого содержания
математических заданий и арифметических задач, близкого к жизненному опыту
детей. В этих целях сюжеты заданий и задач должны быть связаны с семьей и
семейными отношениями, классом и отношениями «ученик (ученица) – учитель»,
«ученик – ученик» «ученик – класс», «учитель – класс», школой, городом или другим
населенным пунктом, знакомым ребенку. В результате включения в учебный процесс
заданий и задач с подобным содержанием, у обучающихся возрастает интерес к
изучению математики, укрепляются связи обучения с жизнью, развиваются
способности использовать математические знания для решения соответствующих их
возрасту жизненных задач. Работа над заданиями и задачами с тщательно
подобранным «жизненным» содержанием будет способствовать духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся, формированию начальных
представлений о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему
здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице. Подбор сюжетного
содержания математических заданий и арифметических задач должен вестись в
соответствии с планируемыми личностными результатами обучения, способствовать
формированию у обучающихся социальных (жизненных) компетенций.
Для формирования мотивационной стороны деятельности детей на начальном
этапе обучения математике широко используются игровые технологии, а также
положительная стимуляция (похвала, одобрение). Привитию интереса к математике и
учению как деятельности в целом будет способствовать использование на уроках
наглядности разных видов (предметной, иллюстративной, позже - символической).
Необходимость организации учебного процесса на основе широкого применения
наглядных средств обусловлена особенностями мыслительной деятельности
обучающихся с легкой умственной отсталостью, у которых усвоение математических
знаний и умений в начале школьного обучения происходит на наглядно-действенной
основе.
На уроках математики должна вестись систематическая работа по
формированию у обучающихся таких личностных учебных действий, как
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, понимание личной
ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения. Выработка самостоятельных навыков деятельности у
обучающихся с легкой умственной отсталостью – процесс трудоемкий и длительный,
что обусловлено особенностями их психофизического развития. На уроках
математики в 1 классе нужно предусмотреть планомерную и систематическую работу
по данному направлению, постепенно расширяя зону самостоятельности детей в
выполнении учебных заданий. В начале школьного обучения целесообразно
предлагать обучающимся для самостоятельного выполнения лишь отдельные
фрагменты учебного задания; позже - включать в урок математики задания, которые
дети должны выполнить самостоятельно после предварительного разъяснения
педагогом требования задания и совместного планирования деятельности.
Впоследствии можно предусматривать в учебном процессе задания, выполнение
которых будет осуществляться ребенком полностью самостоятельно. Объем и
содержание математических заданий, предлагаемых для самостоятельного
выполнения, должны соответствовать возрастным и типологическим особенностям
обучающихся, учитывать их индивидуальные возможности.
При организации образовательной деятельности по изучению математики важно
обеспечить формирование у обучающихся коммуникативных учебных действий,
которые являются неотъемлемой составной частью базовых учебных действий. На
уроках математики в 1 классе нужно формировать у обучающихся знание правил
общения с учителем и сверстниками, умение вступать в контакт, отвечать на вопросы
учителя; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию; сотрудничать (конструктивно
взаимодействовать) с учителем и сверстниками; доброжелательно относиться к
учителю и сверстникам.
Работу по формированию коммуникативных учебных действий следует
начинать в пропедевтический период обучения математике и продолжать в течение
всего обучения. Первоначально нужно научить детей с нарушением
интеллектуального развития вслушиваться в слова учителя и других учеников,
повторять их, отвечать на вопросы, рассказывать о выполненном учителем,
одноклассниками или самим ребенком действии и о том, что планируется сделать, и
т.п.
Рабочая программа предусматривает овладение обучающимися математической
терминологией, что также важно для формирования коммуникативных учебных
действий. Учитывая, что речевое развитие детей с умственной отсталостью
происходит со значительным отставанием от нормы и имеет специфические
особенности, математическая терминология вводится небольшими объемами, в
соответствии с принципами научности и доступности. После знакомства с новым
термином достаточно, если ребенок будет понимать использование этого термина в
речи учителя. Требование использовать изученные математические термины в
собственной речи должно предъявляться к обучающимся дифференцированно, с
учетом их индивидуальных возможностей. При оформлении речевого высказывания с
использованием математической терминологии ребенок оперирует обобщенными
понятиями, это способствует коррекции и развитию его логического мышления.
На уроках математики следует требовать от обучающихся с нарушением
интеллектуального развития проговаривания вслух всех этапов выполнения той или
иной математической операции (вычисления, измерения и пр.) с соблюдением их
последовательности. Это проговаривание первоначально может быть в виде отчета о
проделанном действии, затем – в виде плана предстоящей деятельности.
Использование внешней речи обучающихся при формировании у них математических
умений позволяет учителю отследить правильность формирования алгоритма
усваиваемого действия, при необходимости внести коррективы. Внешняя речь
постепенно перейдет во внутренний план, на этой основе у обучающихся разовьется
умение выполнять математические операции достаточно быстро и правильно, что
будет способствовать достижению планируемых результатов освоения АООП.
Регулятивные учебные действия, которые следует формировать у обучающихся
с легкой умственной отсталостью на уроках математики в 1 классе, включают
следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); умение выполнять под руководством
учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по
выполнению математической операции; соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку деятельности; прислушиваться к мнению
учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при
выполнении учебного задания; принимать оказываемую помощь в выполнении
учебного задания; умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с
использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном
действии) с помощью учителя; начальные умения производить самооценку
результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
Знание правил поведения на уроке математики (школьных ритуалов) и
следование им при организации образовательной деятельности к концу обучения в 1
классе у многих обучающихся будет в целом сформировано. Гораздо сложнее у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются навыки регуляции
учебной деятельности, что обусловлено особенностями их психофизического
развития. Это требует от учителя систематической, целенаправленной работы по их
формированию на каждом уроке математики.
Для развития регулятивных учебных действий у обучающихся с легкой
умственной отсталостью в 1 классе следует широко использовать упражнения
репродуктивного характера, в которых требуется выполнить задание по образцу. При
выполнении подобных заданий у учителя есть возможность активно влиять на
формирование у учеников операционных, мотивационных, целевых и оценочных
базовых учебных действий.
В целях формирования познавательных учебных действий на уроках математики
следует развивать следующие умения обучающихся с легкой умственной отсталостью:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать
простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под
руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное
высказывание, иллюстрацию,
элементарное схематическое изображение,
предъявленных на бумажных и электронных носителях).
Математические знания обладают высокой степенью отвлеченности и
обобщенности, овладение ими предполагает умение пользоваться знаками (например,
знаками арифметических действий),
символами (цифрами),
предметамизаместителями (например, при выполнении операций с предметными множествами) и
пр. В связи с этим процесс изучения математики изначально нацелен на формирование
познавательных учебных действий у обучающихся. Недостаточно, если при введении
нового материала учитель требует от обучающихся лишь его запоминания, а позже –
его припоминания и воспроизведения. В целях более эффективной реализации АООП
и достижения планируемых личностных и предметных результатов важно создать на
уроке такие условия, чтобы обучающиеся в процессе образовательной деятельности
могли сравнить математические объекты или явления, установить их сходство и
различие, провести аналогию, сделать доступное им обобщение, установить
причинно-следственные связи, выявить закономерности и пр.
Большое значение для формирования познавательных учебных действий на
уроках математики имеет работа с учебником. К окончанию 1 класса обучающиеся
овладеют начальными навыками работы с учебником математики: смогут находить в
учебнике задание, указанное учителем; использовать иллюстрации, содержащиеся в
учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с
предметами или выполнения задания в тетради. В процессе изучения математики
обучающиеся научатся понимать записи с использованием математической
символики, содержащиеся в учебнике или иных дидактических материалах,
приобретут умение их прочитать и использовать для выполнения практических
упражнений; у них будет сформировано умение отразить в записи с использованием
математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных
предметных совокупностей или их иллюстраций).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов, курс
математики в 3 классе рассчитан на 136 ч .
Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 3 классе,
определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов и составляет 4 ч в
неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В рабочей программе определены планируемые личностные и предметные
результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые
результаты освоения учебного предмета».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные
планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные
особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной
образовательной деятельности по изучению математики. Однако, ввиду
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной
отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в рабочей
программе, следует рассматривать как возможные.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение
обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Математика»
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Достижению планируемых личностных и предметных результатов освоения
математики будет способствовать организация систематической и целенаправленной
образовательной деятельности на основе использования учебно-методического и
материально-технического обеспечения, представленного в приложении к рабочей
программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер
(величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой,
такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий);
длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные,
одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой
же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше);
самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий,
мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести
(равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый
тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало,
больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько,
один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно
обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее,
левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь,
там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя,
нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом,
следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно,
медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с
геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и
цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными
числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение
количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число.
Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение
предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление
отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух
частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в
виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20.
Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем
присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем
отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные
числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р.,
2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного
достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более
мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины
предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка.
Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения
массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов
в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.).
Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических
действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение
(прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе
соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его
значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера):
1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах
10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания.
Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как
результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков
(10 + 10 = 20).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и
ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических
действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка).
Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной
формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в
различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии
через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в
сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).
№ п/п
1
2
3
Дата
проведения
Название
темы
Цвет,
назначение
предметов.
Круг.
Большой –
маленький.
Одинаковые,
равные по
величине.
4
Слева –
справа.
В середине,
между.
5
Квадрат.
Содержание темы
Ко
лво
час
ов
Различение предметов по цвету. Назначение знакомых
предметов.
1
Круг: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с
кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на круг).
Сравнение двух предметов по величине (большой маленький, больше – меньше).
Сравнение трех-четырех предметов по величине (больше,
самый большой, меньше, самый маленький).
Выявление одинаковых, равных по величине предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Ориентировка в схеме собственного тела.
Определение положения «слева», «справа» применительно
к положению предметов в пространстве относительно себя;
по отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
Определение
положения
«в
середине»,
«между»
применительно к положению предметов в пространстве по
отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
Квадрат: распознавание, называние.
1
1
1
1
6
7
8
9
Определение формы предметов путем соотнесения с
квадратом (похожа на квадрат, квадратная; не похожа на
квадрат).
Дифференциация круга и квадрата; дифференциация
предметов по форме.
Вверху –
Определение положения «вверху», «внизу» применительно
внизу, выше к положению предметов в пространстве относительно себя;
– ниже,
по отношению друг к другу; на плоскости.
верхний –
Определение положения «выше», «ниже», «верхний»,
нижний, на, «нижний» применительно к положению предметов в
над, под.
пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений предметов
между собой на основе использования в речи предлогов
«на», «над», «под».
Перемещение предметов в указанное положение.
Длинный –
Сравнение двух предметов по размеру: длинный короткий.
короткий, длиннее – короче.
Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее,
самый длинный, короче, самый короткий).
Выявление одинаковых, равных по длине предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Внутри –
Определение
положения
«внутри»,
«снаружи»
снаружи, в,
применительно к положению предметов в пространстве по
рядом,
отношению друг к другу; на плоскости.
около.
Определение пространственных отношений предметов
между собой на основе использования в речи предлогов и
наречий «в», «рядом», «около».
Перемещение предметов в указанное положение.
Треугольник. Треугольник: распознавание, называние. Определение
формы предметов путем соотнесения с треугольником
(похожа на треугольник, треугольная; не похожа на
1
1
1
1
10
11
12
треугольник).
Дифференциация
круга,
квадрата,
треугольника;
дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении
предмета) его частей, определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в
виде композиции из геометрических фигур).
Широкий –
Сравнение двух предметов по размеру: широкий - узкий,
узкий.
шире – уже.
Сравнение трех-четырех предметов по ширине (шире,
самый широкий, уже, самый узкий).
Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Далеко –
Определение положения «далеко», «близко», «дальше»,
близко,
«ближе» применительно к положению предметов в
дальше –
пространстве относительно себя, по отношению друг к
ближе, к, от. другу.
Определение пространственных отношений предметов
между собой на основе использования в речи предлогов
«к», «от».
Перемещение предметов в указанное положение.
Прямоугольн Прямоугольник: распознавание, называние. Определение
ик.
формы предметов путем соотнесения с прямоугольником
(похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на
прямоугольник).
Дифференциация
круга,
квадрата,
треугольника,
прямоугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении
предмета) его частей, определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в
виде композиции из геометрических фигур).
1
1
13
Высокий –
низкий.
14
Глубокий –
мелкий.
15
Впереди –
сзади, перед,
за.
16
Первый –
последний,
крайний,
после,
следом,
следующий
за.
Вторая четверть 16 ч.
Толстый –
Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий,
тонкий.
толще – тоньше.
Сравнение трех-четырех предметов по толщине (толще,
17
Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий,
выше – ниже.
Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше,
самый высокий, ниже, самый низкий).
Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Сравнение двух предметов по размеру: глубокий – мелкий,
глубже – мельче.
Сравнение трех-четырех предметов по глубине (глубже,
самый глубокий, мельче, самый мелкий).
Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Определение
положения
«впереди»,
«сзади»,
применительно к положению предметов в пространстве
относительно себя, по отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений предметов
между собой на основе использования в речи предлогов
«перед», «за».
Перемещение предметов в указанное положение.
Определение порядка следования линейно расположенных
предметов, изображений предметов, на основе понимания и
использования в собственной речи слов, характеризующих
их пространственное расположение (первый – последний,
крайний, после, следом, следующий за).
1
1
1
1
18
Сутки: утро,
день, вечер,
ночь.
Рано –
поздно.
19
20
21
22
Сегодня,
завтра,
вчера, на
следующий
день.
Быстро –
медленно.
Тяжелый –
легкий.
Много –
мало,
самый толстый, тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь),
установление порядка их следования.
Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь - это
одни сутки.
Определение времени событий из жизни обучающихся
применительно к частям суток.
Ориентирование во времени на основе усвоения понятий
«рано», «поздно» применительно к событиям из жизни
обучающихся.
Установление последовательности событий на основе
оперирования
понятиями
«раньше»,
«позже» (на
конкретных примерах из жизни обучающихся).
Ориентирование во времени на основе усвоения понятий
«сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день»
применительно к событиям из жизни обучающихся.
Овладение понятиями «быстро», «медленно» на основе
рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов.
Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий,
тяжелее – легче.
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (тяжелее,
самый тяжелый, легче, самый легкий).
Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в
результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов.
Сравнение двух-трех предметных совокупностей по
количеству предметов, их составляющих.
1
1
1
несколько.
Один –
много, ни
одного.
23
Давно –
недавно.
24
Молодой –
старый.
25
Больше –
меньше,
столько же,
одинаковое
(равное)
количество.
26
Сравнение
объемов
жидкостей,
сыпучих
веществ.
Повторение,
обобщение
пройденного.
27
28
Число и
Оценивание количества предметов в совокупностях «на
глаз»: много – мало, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и
после изменения количества предметов, ее составляющих
(стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни
одного).
Ориентирование во времени на основе усвоения понятий
«давно», «недавно» применительно к событиям из личной
жизни обучающихся.
Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе
(младше) – старше.
Сравнение по возрасту двух – трех людей из ближайшего
социального окружения обучающегося (членов семьи,
участников образовательного процесса).
Сравнение небольших предметных совокупностей путем
установления взаимно однозначного соответствия между
ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное
количество, столько же, сколько, лишние, недостающие
предметы.
Уравнивание предметных совокупностей по количеству
предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в
одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно,
столько же.
1
2
2
1
Обозначение цифрой (запись) числа 1.
2
цифра 1.
29
Число и
цифра 2.
30
Сравнение
чисел в
пределах 2.
31
32
Соотношение количества, числительного и цифры.
Знакомство с монетой достоинством 1 р.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
2.
Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2.
Счет предметов в пределах 2. Соотношение количества,
числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 2.
Пара предметов: определение пары предметов, составление
пары из знакомых предметов/
Знакомство с монетой достоинством 2 р.
Знак арифметического действия «+», его название
(«плюс»), значение (прибавить).
Знаки
арифметичес Знак арифметического действия «-», его название
(«минус»), значение (вычесть).
кого
действия «+» Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на
основе
соотнесения
с
предметно-практической
и «-»
деятельностью (ситуацией).
Знак «=», его значение (равно, получится).
Запись математического выражения в виде равенства
(примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Решение и Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос.
ответ задач. Составление арифметических задач на нахождение суммы,
разности (остатка) по предложенному сюжету.
Третья четверть 40 ч.
4
33
Шар.
34
Число и
цифра 3.
35
Достоинство
монет.
36
37
Закрепление
арифметичес
ких
действий.
Куб.
Шар: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем
соотнесения с шаром. Дифференциация круга и шара.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме
(похожи на круг, похожи на шар). Нахождение в
ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч,
апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме; монета,
пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.),
разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
3.
Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 3.
Счет предметов в пределах 3.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Количественные и порядковые числительные, их
дифференциация.
Использование порядковых числительных для определения
порядка следования предметов.
Сравнение чисел в пределах 3. Состав чисел 2, 3
Получение 3 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
р.
Арифметическое действие – сложение, его запись в виде
примера.
Переместительное свойство сложения (практическое
использование).
Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде
примера.
Составление арифметических задач на нахождение суммы,
разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и
ответ задач.
Куб: распознавание, называние. Определение формы
предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом.
1
5
1
38
Число и
цифра 4.
39
Сравнение
чисел в
пределах 4.
40
41
42
Дифференциация квадрата и куба. Дифференциация
предметов окружающей среды по форме (похожи на
квадрат, похожи на куб). Нахождение в ближайшем
окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой,
деталь конструктора в форме куба – похожи на куб,
одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на
квадрат, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
4.
Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества,
числительного и цифры.
5
Получение 4 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
р.
Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
Состав числа
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4.
4.
Решение примеров на последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 единице (2 + 1 + 1 = 4, 4 – 1 – 1 = 2).
Составление Составление и решение арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 4 по
задач по
предложенному сюжету.
готовому
решению.
Брус.
Брус: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем
соотнесения с брусом.
Дифференциация прямоугольника и бруса.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме
(похожи на прямоугольник, похожи на брус).
1
Нахождение в ближайшем окружении предметов
одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус,
одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на
прямоугольник, одинаковые по форме и т.п.), разной
формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
5.
Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 5.
Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества,
числительного и цифры.
43
Число и
цифра 5.
44
Сравнение
чисел в
пределах 5.
45
Состав числа Знакомство с монетой достоинством 5 р.
5.
Получение 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
р.
46
Достоинство
монеты 5р.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с
помощью
последовательного
присчитывания
(отсчитывания) по 1 (3 + 2 = 5, 3 + 1 + 1 = 5; 5 – 2 = 3, 5 – 1
– 1 = 3).
3
Составление и решение арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5 по
предложенному сюжету.
47
Сложение и
вычитание
чисел в
пределах 5.
48
Решение
арифметичес
ких задач.
49
Повторение,
обобщение
пройденного
50
Числа 1-5.
51
Числовой
ряд в
пределах 5
Решение
арифметичес
ких задач.
Точка,
линии.
52
53
Составление задач по готовому решению.
1
Числовой ряд в пределах 5, состав чисел в пределах 5,
сравнение чисел (повторение).
Сложение и вычитание чисел в пределах 5.
1
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 5.
Точка, линии: распознавание, называние.
Дифференциация точки и круга.
Линии прямые и кривые: распознавание, называние,
дифференциация.
1
54
Овал.
55
Число и
цифра 0.
Моделирование прямых, кривых линий на основе
практических действий с предметами (веревка, проволока,
нить и пр.)
Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида.
Изображение кривых линий на листке бумаги.
Овал: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с
овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал).
Дифференциация круга и овала; дифференциация
предметов окружающей среды по форме (похожи на круг,
похожи на овал).
Нахождение в ближайшем окружении предметов
одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал,
одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг,
одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
Получение нуля на основе практических действий с
предметами, в результате которых не остается ни одного
предмета, использованных для счета.
Название, обозначение цифрой числа 0.
Сравнение чисел с числом 0.
56
Число 0 как
обозначение
ситуации
отсутствия
предметов,
подлежащих
счету.
Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0).
Практические действия с монетами, в результате которых
остается 0 рублей; составление примеров на основе
выполненных практических действий (4 – 4 = 0).
1
1
57
Число и
цифра 6.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
6.
Место числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 6
в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 6.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Введение понятий «следующее число», «предыдущее
число».
Определение следующего числа, предыдущего числа по
отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и
без опоры на числовой ряд.
58
Сравнение
Счет в заданных пределах. Счет по 2.
чисел
в Сложение и вычитание чисел в пределах 6.
пределах 6.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 6.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3 с
помощью
последовательного
присчитывания
(отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6, 3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6
– 1 – 1 – 1 = 3).
59
Состав числа Получение 6 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
6.
р., 5 р.
60
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 6.
Закрепление
Составление и решение арифметических задач по
темы " Число
предложенному сюжету, готовому решению.
и цифра
6."
5
61
62
63
64
Понятие о
следующем
числе.
Решение
примеров с
«окошками».
Обратный
счёт.
Построение
прямой
линии через
одну, две
точки.
Число и
цифра 7.
Сравнение
чисел в
пределах 7
Составление и решение арифметических задач по краткой
записи с использованием иллюстраций.
Знакомство с линейкой. Использование линейки как
чертежного инструмента.
Построение прямой линии с помощью линейки в различном
положении по отношению к краю листа бумаги.
Построение прямой линии через одну точку, две точки.
1
65
Сложение и
вычитание
чисел в
пределах 7
66
Составление
и решение
арифметичес
ких задач.
67
Составление
и решение
арифметичес
ких задач.
68
Сутки,
неделя.
69
Сутки,
неделя.
70
Отрезок.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
7.
Место числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 7
в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах
7. Соотношение количества, числительного и цифры.
Получение следующего числа путем присчитывания
(прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числа
путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 7. Состав числа 7.
Сложение и вычитание чисел в пределах 7.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3 с
помощью
последовательного
присчитывания
(отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6, 3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6
– 1 – 1 – 1 = 3).
Получение 7 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
р., 5 р.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 7.
Составление и решение арифметических задач по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой
записи с использованием иллюстраций.
Понятие о сутках как о мере времени. Краткое обозначение
суток (сут.).
Понятие недели. Соотношение: неделя – семь суток.
Название дней недели.
Порядок дней недели.
Моделирование получения отрезка на основе практических
5
1
1
71
Число и
цифра 8.
действий с предметами (отрезание куска веревки, нити).
Получение отрезка как части прямой линии.
Распознавание, называние отрезка.
Построение отрезка произвольной длины с помощью
линейки.
Сравнение отрезков по длине «на глаз» (самый длинный,
самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины).
Измерение длины отрезка с помощью мерки (длина мерки –
произвольная).
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
8.
Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8
в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 8.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 8.
72
Сравнение
чисел в
пределах 8.
73
Составление
и решение
арифметичес
ких задач.
Состав числа 8.
Счет по 2.
5
74
75
76
77
78
79
Составление
и решение
арифметичес
ких задач по
предложенно
му сюжету,
готовому
решению,
краткой
записи с
Сравнение отрезков по длине на основе результатов
использован
измерения в мерках.
ием
иллюстраций Сложение и вычитание чисел в пределах 8.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
.
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8.
Получение 8 Практическое знакомство с переместительным свойством
р.
путем сложения, его использование при решении примеров.
набора
из
монет
достоинство Решение текстовых арифметических задач на нахождение
м 1 р., 2 р., 5 суммы, разности (остатка) в пределах 8.
р.
Решение
арифметичес
ких задач
80
Построение
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по
треугольника точкам (вершинам) с помощью линейки.
1
81
, квадрата,
прямоугольн
ика.
Число и
цифра 9.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа
9.
Место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9
в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 9.
Соотношение количества, числительного и цифры.
.
82
Сравнение
чисел в
пределах 9
83
84
Состав числа
9.
Сложение и
вычитание
чисел в
пределах 9.
Счет по 2, по 3.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
с опорой на иллюстративное изображение состава числа 9.
Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда
невозможно из меньшего количества предметов отнять
большее количество предметов.
Составление примеров на вычитание на основе понимания
6
невозможности вычитания из меньшего числа большего
числа.
Решение
арифметичес
ких задач.
Достоинство
монеты 9р.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 9.
Составление и решение арифметических задач по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой
записи с использованием иллюстраций.
Получение 9 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2
р., 5 р.
87
Мера длины
– сантиметр.
Знакомство с мерой длины – сантиметром. Краткое
обозначение сантиметра (см).
Изготовление модели сантиметра. Измерение длины
предметов и отрезков с помощью модели сантиметра в
качестве мерки.
Прибор для измерения длины – линейка.
88
Измерение
длины
предметов и
отрезков с
помощью
линейки.
85
86
Запись и чтение числа, полученного при измерении длины
в сантиметрах (6 см). Построение отрезка заданной длины.
1
89
Число 10.
Образование, название, запись числа 10.
Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах
10 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в
пределах 10.
Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических
действий с предметными совокупностями. Сравнение чисел
в пределах 10.
Состав числа 10. Счет по 2, по 3.
90
91
92
Состав числа
10. Счет по
2, по 3.
Сравнение
чисел в
пределах 10.
93
Изготовлени
е линейки до
Изготовление модели линейки длиной 10 см с нанесением
штрихов на основе использования мерки длиной 1 см
(модели сантиметра) и записью чисел 1-10.
Составление и решение примеров на сложение и
вычитание с опорой на иллюстративное изображение
состава числа 10.
Решение примеров на последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 2 единицы (4 + 2 + 2 = 8, 8 – 2 – 2 = 4)
6
94
95
96
97
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в пределах 10.
Сложение и Составление и решение арифметических задач по
вычитание
предложенному сюжету, готовому решению, краткой
чисел
в записи с использованием иллюстраций
пределах 10. Измерение длины отрезка с помощью линейки (модели
линейки длиной 10 см); построение отрезка такой же
Решение
длины.
арифметичес
ких задач.
10.
Построение
отрезков
заданной
длины.
Меры
стоимости.
Рубль как мера стоимости. Краткое обозначение рубля (р.).
Знакомство с монетой достоинством 10 р. Знакомство с
мерой стоимости – копейкой. Краткое обозначение копейки
(к.). Знакомство с монетой достоинством 10 к. Чтение и
запись мер стоимости: 1 р., 1 к. Чтение и запись числа: 10 к.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении
стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (3
р., 10 р.).
Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного
достоинства в пределах 10 р.
Размен монеты крупного достоинства монетами более
мелкого достоинства (на основе оперирования монетами
рублевого достоинства).
Мера массы Знакомство с мерой массы – килограммом. Краткое
– килограмм. обозначение килограмма (кг).
Чтение и запись меры массы: 1 кг.
Прибор для измерения массы предметов – весы.
1
1
98
Мера
ёмкости –
литр.
99
Число 11.
100
Место числа
11 в
числовом
ряду.
101
Счет
предметов в
пределах 11.
102
Число 12.
Практические упражнения по определению массы
предметов с помощью весов и гирь. Чтение и запись чисел,
полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг).
Знакомство с мерой емкости – литром. Краткое
обозначение литра (л).
Чтение и запись меры емкости: 1 л.
Практические упражнения по определению емкости
конкретных предметов путем заполнения их жидкостью
(водой) с использованием мерной кружки (литровой банки).
Чтение и запись чисел, полученных при измерении емкости
предметов (2 л, 5 л).
Образование, название, запись числа 11.
Десятичный состав числа 11. Практические упражнения по
откладыванию числа 11 с использованием счетного
материала. Числовой ряд в пределах 11 в прямом порядке.
Счет предметов в пределах 11.
Сложение и вычитание на основе десятичного состава
числа 11 (10 + 1 = 11, 11 – 1 = 10), с опорой на предметнопрактические операции.
Образование, название, запись числа 12. Десятичный состав
числа 12. Практические упражнения по откладыванию
числа 12 с использованием счетного материала. Получения
числа 12 путем присчитывания 1 к предыдущему числу.
Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от
числа 12. Числовой ряд в пределах 12 в прямом порядке.
1
1
1
Счет предметов в пределах 12.
103
Место числа
12 в
числовом
ряду.
104
Сложение в
пределах 12.
105
Число 13.
106
Место числа
13 в
числовом
ряду.
107
Счет
предметов в
пределах 13.
Сложение в пределах 12 на основе десятичного состава
чисел, с использованием переместительного свойства
сложения (10 + 2 = 12, 2 + 10 = 12); сложение и вычитание
на основе присчитывания и отсчитывания единицы (11 + 1
= 12, 12 – 1 = 11).
Образование, название, запись числа 13.
Десятичный состав числа 13. Практические упражнения по
откладыванию числа 13 с использованием счетного
материала.
Получения числа 13 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 13.
Числовой ряд в пределах 13 в прямом порядке.
Сложение в пределах 13 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
отсчитывания единицы.
1
108
Число 14.
109
Число 15.
110
Место числа
15 в
числовом
ряду.
Образование, название, запись числа 14.
Десятичный состав числа 14. Практические упражнения по
откладыванию числа 14 с использованием счетного
материала.
Получения числа 14 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 14.
Место числа 14 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах
14 в прямом порядке.
Счет предметов в пределах 14.
Образование, название, запись числа 15.
Десятичный состав числа 15. Практические упражнения по
откладыванию числа 15 с использованием счетного
материала.
Получения числа 15 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 15.
Числовой ряд в пределах 15 в прямом порядке. Счет
предметов в пределах 15
Образование, название, запись числа 16.
Десятичный состав числа 16. Практические упражнения по
откладыванию числа 16 с использованием счетного
материала.
Получения числа 16 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 16.
Место числа 16 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах
16 в прямом порядке.
1
1
1
111
Число 16.
112
113
Счет
предметов в
пределах 16.
114
Сложение в
пределах 16.
Число 17.
115
Десятичный
состав числа
17.
Сложение в пределах 16 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
отсчитывания единицы.
Счет предметов в пределах 17.
Сложение в пределах 17 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
отсчитывания единицы.
116
Место числа
17 в
числовом
ряду.
117
Число 18.
Образование, название, запись числа 17.
Практические упражнения по откладыванию числа 17 с
использованием счетного материала.
Получения числа 17 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 17.
Числовой ряд в пределах 17 в прямом порядке.
Образование, название, запись числа 18.
Практические упражнения по откладыванию числа 18 с
использованием счетного материала.
118
119
Место числа
18 в
числовом
ряду.
Десятичный
состав числа
18.
Получения числа 18 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 18.
Числовой ряд в пределах 18 в прямом порядке.
Счет предметов в пределах 18.
1
120
Закрепление
темы состав
числа 18.
Числовой ряд в пределах 18 в прямом порядке.
Счет предметов в пределах 18.
Сложение в пределах 18 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
отсчитывания единицы.
121
Число 19.
122
Место числа
19 в
числовом
ряду.
Образование, название, запись числа 19.
Десятичный состав числа 19. Практические упражнения по
откладыванию числа 19 с использованием счетного
материала.
Получения числа 19 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 19.
Счет предметов в пределах 19.
123
Числовой
ряд в
пределах 19
в прямом
порядке.
Получения числа 19 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 19.
Счет предметов в пределах 19.
1
124
Закрепление
темы: состав
числа 19.
Сложение в пределах 19 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
отсчитывания единицы
Составление задач по иллюстрациям.
125
Решение
арифметичес
ких задач.
Повторить
соста чисел
12,13,14.
Сложение в пределах 12,13,14
126
127
Число 20.
Образование, название, запись числа 20.
1
Образование, название, запись числа 20.
128
Состав числа
20 из двух
десятков.
129
Получения числа 20 путем присчитывания 1 к
Практически предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
е
отсчитывания 1 от числа 20.
упражнения
Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке.
по
«двузначные числа». Дифференциация однозначных и
откладывани двузначных чисел.
ю числа 20 с
использован
ием счетного
материала.
130
Практически
е
упражнения
по
откладывани
ю числа 20 с
использован
ием счетного
материала.
Место числа
20 в
числовом
ряду.
131
Получения числа 20 путем присчитывания 1 к
предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 20.
Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке.
, «двузначные числа». Дифференциация однозначных и
двузначных чисел.
132
133
134
Место числа
20 в
числовом
ряду.
Счет
предметов в Получения числа 20 путем присчитывания 1 к
пределах 20. предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем
отсчитывания 1 от числа 20.
Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке.
, «двузначные числа». Дифференциация однозначных и
двузначных чисел.
Сложение в пределах 20 на основе десятичного состава
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
Счет
предметов в отсчитывания единицы.
пределах 20.
1
135
Знакомство с Сложение в пределах 20 на основе десятичного состава
понятиями
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
«однозначны отсчитывания единицы.
е числа».
136
Сложение в пределах 20 на основе десятичного состава
Знакомство с
чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и
понятиями
отсчитывания единицы.
«однозначны
е числа»
Повторение
состава
чисел
второго
десятка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Учебно-методическое обеспечение:
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Учебники:
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч. – Ч. 1.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч. – Ч. 2.
3. Рабочие тетради:
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч.- Ч. 1.
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч.- Ч. 2.
5. Технические средства:
Классная доска, интерактивная доска;
Персональный компьютер (ноутбук);
6. Учебно-практическое оборудование:
Наборы счетных палочек;
Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный
материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);
Набор предметных картинок;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
Знание правил поведения на уроке математики и следование им при
организации образовательной деятельности;
Позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное
задание хорошо (правильно);
Знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы
учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
Доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание
оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом
плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической
операции;
Начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике
задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в
учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с
предметами или выполнения задания в тетради;
Понимание
записей с
использованием
математической символики,
содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их
прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии
предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных
совокупностей или их иллюстраций);
Умение отразить в записи с использованием математической символики
предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей
или их иллюстраций);
Умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в
соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
Умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
Умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с
использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном
действии) с помощью учителя;
Начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного
задания (правильно – неправильно);
Начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении;
Начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и
доступных видах хозяйственно-бытового труда;
Отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном
отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и
на улице.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Пропедевтика
- знание (понимание в речи учителя)
- знание и использование в собственной
слов, определяющих величину, размер
речи слов, определяющих величину,
предметов, их массу;
размер предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по
величине, размеру «на глаз»,
наложением, приложением (с помощью
учителя); сравнивать предметы по массе
с помощью мускульных ощущений;
- умение сравнивать предметы по
величине, размеру «на глаз»,
наложением, приложением; сравнивать
предметы по массе с помощью
мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих
количественные отношения предметных - знание слов, отражающих
совокупностей, умение использовать их в количественные отношения предметных
собственной речи;
совокупностей, умение использовать их в
собственной речи;
- выполнение оценивания и сравнения
количества предметов в совокупностях
- выполнение оценивания и сравнения
«на глаз», путем установления взаимно
количества предметов в совокупностях
однозначного соответствия, выделения
«на глаз», путем установления взаимно
лишних, недостающих предметов (с
однозначного соответствия, выделения
помощью учителя); уравнивание
лишних, недостающих предметов;
предметных совокупностей по
уравнивание предметных совокупностей
количеству предметов, их составляющих; по количеству предметов, их
составляющих;
- умение увеличивать и уменьшать
количество предметов в совокупности,
объемах жидкостей, сыпучего вещества; - умение увеличивать и уменьшать
количество предметов в совокупности,
объемах жидкостей, сыпучего вещества;
- знание и использование в собственной
объяснять эти изменения;
речи слов, определяющих положение
предметов в пространстве, на плоскости; - знание и использование в собственной
речи слов, определяющих положение
- определение положения предметов в
предметов в пространстве, на плоскости;
пространстве относительно себя, по
отношению друг к другу; определение
- определение положения предметов в
положения предметов на плоскости;
пространстве относительно себя, по
перемещение предметов в указанное
отношению друг к другу; определение
положение (с помощью учителя);
положения предметов на плоскости;
перемещение предметов в указанное
- установление и называние порядка
положение;
следования предметов (с помощью
учителя);
- установление и называние порядка
следования предметов;
- знание частей суток, порядка их
следования;
- овладение элементарными временными
представлениями, использование в речи
при описании событий собственной
жизни слов: сегодня, завтра, вчера, рано,
поздно, вовремя, давно;
- узнавание и называние геометрических
фигур; определение формы знакомых
предметов путем соотнесения с
геометрическими фигурами.
- знание частей суток, порядка их
следования;
- овладение элементарными временными
представлениями, использование в речи
при описании событий окружающей
жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя,
давно, недавно;
- узнавание и называние геометрических
фигур; определение формы предметов
путем соотнесения с геометрическими
фигурами.
Нумерация
- знание количественных, порядковых
- знание количественных, порядковых
числительных в пределах 10;
числительных в пределах 10;
количественных числительных в
количественных числительных в
пределах 20;
пределах 20;
- откладывание чисел с использованием
счетного материала (чисел 11-20 – с
помощью учителя);
- откладывание чисел в пределах 20 с
использованием счетного материала;
- умение прочитать запись числа
В пределах 20; записать число с
помощью цифр;
- умение прочитать запись числа
В пределах 20; записать число с
помощью цифр;
- знание десятичного состава чисел 1120;
- знание числового ряда в пределах 10 в
прямом порядке; месте каждого числа в
числовом ряду в пределах 10;
- осуществление счета предметов в
пределах 10, присчитывая по 1;
обозначение числом количества
предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах
- знание числового ряда в пределах 10 в
прямом и обратном порядке; числового
ряда в пределах 20 в прямом порядке;
месте каждого числа в числовом ряду в
пределах 10;
- осуществление счета в пределах 10,
присчитывая, отсчитывая по1 и равными
числовыми группами по 2; счета
предметов в пределах 20, присчитывая по
1; обозначение числом количества
предметов в совокупности;
10 с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных
совокупностей или их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух
частей (чисел) с опорой на разложение
предметной совокупности на две части.
- выполнение сравнения чисел в пределах
10;
- знание состава чисел 2-10 из двух
частей (чисел).
Единицы измерения и их соотношения
- знание единиц измерения (мер)
- знание названий величин (стоимость,
стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см),
длина, масса, емкость, время) и их
массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1
единиц измерения (мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1
сут. 1 нед.);
кг, 1 л, 1 сут. 1 нед.
- умение прочитать и записать число,
полученное при измерении величин
одной мерой (с помощью учителя);
- узнавание монет, называние их
достоинства; осуществление замены и
размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели
(с помощью учителя), количества суток в
неделе.
- умение прочитать и записать число,
полученное при измерении величин
одной мерой;
- узнавание монет, называние их
достоинства; осуществление замены и
размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели,
количества суток в неделе.
Арифметические действия
- знание названий арифметических
- знание названий арифметических
действий сложения и вычитания, их
действий сложения и вычитания, их
знаков («+» и «-»);
знаков («+» и «-»);
- составление числового выражения (1 +
1, 2 – 1) на основе соотнесения с
предметно-практической деятельностью
(ситуацией);
- составление числового выражения (1 +
1, 2 – 1) на основе соотнесения с
предметно-практической деятельностью
(ситуацией);
- понимание сущности знака «=» и
умение его использовать при записи
числового выражения в виде равенства
(примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
- понимание сущности знака «=» и
умение его использовать при записи
числового выражения в виде равенства
(примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
- понимание смысла действий сложения
и вычитания, умение их иллюстрировать
в практическом плане при выполнении
операций с предметными
- понимание смысла действий сложения
и вычитания, умение их иллюстрировать
в практическом плане при выполнении
операций с предметными
совокупностями;
совокупностями;
- выполнение сложения и вычитания
чисел в пределах 10 на основе
пересчитывания предметов,
присчитывания и отсчитывания по 1;
- выполнение сложения и вычитания
чисел в пределах 10 на основе знания
состава чисел; выполнение сложения
чисел в пределах 20 на основе знания
десятичного состава чисел 11-20;
- практическое использование при
нахождении значений числовых
выражений (решении примеров)
переместительного свойства сложения (2
+ 7, 7 + 2).
Арифметические задачи
- выделение в арифметической задаче
- выделение в арифметической задаче
условия, требования (вопроса);
условия, требования (вопроса);
выделение в условии задачи числовых
выделение в условии задачи числовых
данных;
данных;
- выполнение решения задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
практическом плане на основе действий с
предметными совокупностями, с записью
решения в виде примера; называние
ответа задачи;
- выполнение решения задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
практическом плане на основе действий с
предметными совокупностями и с
помощью иллюстрирования, с записью
решения в виде примера; называние
ответа задачи;
- составление задач на нахождение
суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету (с помощью
учителя).
- составление задач на нахождение
суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.
Геометрический материал
- различение плоскостных и объемных
- различение плоскостных и объемных
геометрических фигур; определение
геометрических фигур; определение
формы знакомых предметов путем
формы предметов путем соотнесения с
соотнесения с плоскостными и
плоскостными и объемными
объемными геометрическими фигурами; геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), - знание линий (прямая, кривая, отрезок),
умение их различать;
умение их различать;
- построение прямой линии
(произвольной), отрезка с помощью
линейки (с помощью учителя);
- построение прямой линии
(произвольной; проходящей через одну,
две точки), отрезка с помощью линейки;
- измерение длины отрезка в
- измерение длины отрезка в
сантиметрах, с записью числа,
полученного при измерении (с помощью
учителя); построение отрезка заданной
длины (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата,
прямоугольника по заданным точкам
(вершинам) с помощью учителя.
сантиметрах, с записью числа,
полученного при измерении; построение
отрезка заданной длины;
- построение треугольника, квадрата,
прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).