Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
АННОТАЦИЯ
к адаптированной
основной образовательной программе
дошкольного образования
для обучающихся
с задержкой психического
развития
Адаптированная рабочая
программа разработана в соответствии с ФГОС на основании:
1.
Примерной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой
психического развития, одобрена решением от 7.12
2017 г. Протокол № 6/17
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 08.12.2020) "Об
образовании в РФ" (в действующей редакции)
- Постановление главного
государственного санитарного врача РФ
26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
"санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(с изменениями на 27 октября 2020 года);
4. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (с
изменениями на 21 января 2019 года)
5. Приказ
Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования». (в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 N
32)
6. Письмо
Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических
требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
АООП предназначена
для работы с детьми 3-7 лет с задержкой психического развития.
Цель программы –всестороннее развитие ребенка: развитие
любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального
воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической
деятельности.
Задачи программы:
- сенсорное развитие, соответствующее
возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков;
накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина), материалов;
-
освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению
разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами
(временных, пространственных, количественных);
- освоение продуктивных видов деятельности
(конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом),
способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
- накопление языковых представлений,
развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- уточнение, обогащение и систематизация
словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
-
формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков
общения;
- развитие элементарных математических
представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- формирование соответствующих возрасту
навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры),
а также элементов учебной деятельности.
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность
коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Программа позволяет построить систему
работы с детьми с ЗПР по познавательному развитию на основе активизации разных
видов детской деятельности воспитанников, полного взаимодействия и
преемственности в работе специалистов МБОУ « Нижнетоемская СОШ» детский сад «
Улыбка» и родителей (законных
представителей) дошкольников.
Программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку, цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к
формированию и реализации Программы, индивидуальные особенности развития детей
3-7 лет с задержкой психического развития, планируемые результаты освоения
Программы (представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования
(образовательного периода).
Содержательный раздел включает в себя: описание образовательной
деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного
возраста с ЗПР (требования программы по образовательным областям),
педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития
детей дошкольного возраста, формы, способы и методы реализации Программы,
особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников и
особенности взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ.
Организационный
раздел включает
в себя:
1. Режим
дня детей ( рациональная продолжительность и разумное чередование различных
видов деятельности и отдыха детей в течение суток);
2.Алгоритм
и особенности организации образовательного процесса учителем – дефектологом;
3.
Планирование учебной деятельности;
4.
Примерное комплексно-тематическое
планирование на учебный год;
5.Материально-техническое
обеспечение Программы (описание программно - методического обеспечения образовательного процесса, как одного
из важнейших условий реализации Программы работы с детьми с задержкой
психического развития).
Основные направления
работы учителя-дефектолога:
1.Диагностическое направление.
2.
Коррекционно-развивающее направление.
3.Консультативно-просветительское направление.
Содержание
образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой
психического развития:
1.
Социально-коммуникативное
развитие
2. Познавательное
развитие (развитие элементарных математический представлений)
3. Речевое
развитие
4. Художественно-эстетическое
развитие
5. Физическое
развитие
Форма организации занятий –индивидуальная. Частота
проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.
Количество
учебных недель -36
В середине
учебного года с 11.01.2021 - 17.01.2021 – зимние каникулы
Программа предполагает создание психолого-педагогических условий успешного и полноценного интеллектуального
развития дошкольников, обеспечивающих развитие детей в соответствии с
его возрастными и индивидуальными возможностями, особенностями и интересами.