Основы безопасности жизнедеятельности
Аннотация к
рабочей программе по ОБЖ
на 2023-2024
учебный год 8-9 классах
Рабочая программа по основам безопасности
жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря
2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
(далее – ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая2021 г. № 287) с учётом распределённых
по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной
рабочей программы воспитания.
Рабочая
программа по ОБЖ для 8-9 классов разработана в соответствии с:
1.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
2.
Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
3. Программой «Основы безопасности
жизнедеятельности». 8-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.
Смирнова. ФГОС. - М. Просвещение ФГОС 2023 г.
Учебник:
Основы
безопасности жизнедеятельности Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 8 класс.
-М.:Просвещение.2023г.
Основы безопасности жизнедеятельности Смирнов А.Т.,
Хренников Б.О.. ФГОС. 9 класс. -М.:Просвещение. ФГОС 2023 г.
Настоящая
Программа обеспечивает:
ясное
понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего
поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное
усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность
изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность
выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей
жизни;
выработку
практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
реализацию
оптимального баланса межпредметных связей и их разумноевзаимодополнение, способствующее
формированию практических умений и навыков.
В
Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения
предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного
процесса на уровне среднего общего образования:
модуль
№ 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль
№ 2 «Безопасность в быту»;
модуль
№ 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль
№ 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль
№ 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль
№ 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль
№ 7 «Безопасность в социуме»;
модуль
№ 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль
№ 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль
№10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает
внедрение универсальной структурнологической схемы изучения учебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные
условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Курс
«Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного
типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности
человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти
проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа
разработана с учетом комплексного подхода к формированию у учащихсясовременного
уровня культуры безопасности и позволяет:
-
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
-
эффективно использовать межпредметные связи;
-
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов
обучения;
- повышать эффективность процесса формирования у
учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных
особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с
учетом особенностей обстановки в регионе в областибезопасности при разработке
региональных учебных программ.
Главной
целью программы основного общего образования является
ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки
у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в
условиях угроз и опасностей. В связи с этим логика построения программы
заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и
умело действовать в системе следующих понятий:опасность —>причина опасности
—> последствие опасности —>действие. При изучении предмета школьники
получают знания об опасных и экстремальных ситуациях вбытовой (городской),
природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством
по защите населения.
Программа нацеливает педагогический
процесс на решение следующих задач:
-
освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных
ситуацияхи основах безопасного поведения при их возникновении;
-
развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа
жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-
обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать вслучае их наступления, использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты,оказывать первую медицинскую помощь.
-
военно-патриотическое воспитание учащихся, воспитание сознательного отношения к
подготовке к службе в Вооружённых Силах РФ и защите своего Отечества
За основу проектирования структуры и содержания
программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к
наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни
антитеррористического поведения.
Структурно программа состоит из
10-х модулей:
Модуль
№ 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль
№ 2 «Безопасность в быту»
Модуль
№ 3 «Безопасность на транспорте»
Модуль
№ 4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль
№ 5 «Безопасность в природной среде»
Модуль
№ 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль
№ 7 «Безопасность в социуме»:
Модуль
№ 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль
№ 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и
государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
Программа включает следующие
разделы:
-
основы комплексной безопасности;
-
основы медицинских знаний и оказание первой помощи;
-
защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
- основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации.
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в
течение двух лет, в 8–9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета
ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
Аннотация
к РП ОБЖ ФГОС СОО на 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности») – (далее – программа ОБЖ) разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение
при реализации ООП СОО. Содержание программы ОБЖ выстроено в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
преемственности приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и
навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного
подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности
при переходе с уровня основного общего образования; продолжения освоения
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная
ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни
с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и
информационной сферах. Содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено
отдельными модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и
непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования: Модуль
№ 1. «Основы комплексной безопасности». Модуль
№ 2. «Основы обороны государства». Модуль
№ 3. «Военно-профессиональная деятельность». Модуль
№ 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций». Модуль
№ 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность». Модуль
№ 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму». Модуль
№ 7. «Основы здорового образа жизни». Модуль
№ 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Модуль
№ 9. «Элементы начальной военной подготовки». В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования рабочая программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по
возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Всего на
изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится
68 часов (по 34 часа в каждом классе). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ: РЭШ,
Библиотека ЦОК, https://m.edsoo.ru/f5eac8c2